НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Сухорукова О. К. Парциальная образовательная программа «Любознайка» для детей старшего дошкольного возраста (6‑7 лет)

Оригинал материала размещен в выпуске № 5 (43) https://f.almanah.su/43.pdf


Пояснительная записка
Парциальная образовательная программа «Любознайка» составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Парциальная образовательная программа дошкольного образования по ФГОС направлена на:
- развитие интересов у детей любознательности, познавательной мотивации;
- развитие у детей дошкольного возраста, как умственных способностей, так и социально-личностной сферы.
Программа реализуется посредством:
- использования педагогом в процессе обучения экспериментированию проблемных задач и развивающих образовательных ситуаций на разном содержании;
- накопления детского опыта самостоятельной деятельности, экспериментирования в развивающей предметно-развивающей среде;
- учёте предпочтений детей при подборе содержания и материалов для детского экспериментирования;
- некоторой недоказанности, незавершённости процесса решения проблемы в совместной со взрослыми деятельности.
Новизна программы состоит в создании системы работы по детскому экспериментированию с указанием форм работы, периодичности, временной продолжительности в зависимости от возрастной группы.
Актуальность
 Дети дошкольного возраста очень любознательны, и они активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно. Именно через экспериментальную деятельность дети лучше усваивают причинно-следственные связи, познают мир, учатся анализировать и делать умозаключение.
Педагогическая целесообразность
Данная программа педагогически целесообразна, так как соответствует принципу развивающего образования, целью которого является интеллектуальное развитие ребёнка. Сочетает в себе принципы научной обоснованности и практической применимости. Строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями.
Цель:
способствовать развитию у старших дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию,
- развивать познавательные и речевые умения,
- развивать самостоятельность, познавательную инициативу, творчество, в познавательно-исследовательской деятельности,
- формировать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, выдвигать и доказывать свои предположения,
- воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребёнком некоторых связей и независимостей в мире.
Основные отличительные особенности программы, следующие:
Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
Дети (6-7 лет) старшего дошкольного возраста.
Занятия по парциальной программе «Любознайка» проводятся один раз в неделю в вечернее время.
Срок реализации программы: 1 год

Календарно-тематический план парциальной программы

Октябрь «Экспериментирование с водой»

Тема

Цель

Материал

 «Удивительное вещество - вода»
Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета)
Стеклянные сосуды разной формы.
Вода, одноразовые пластиковые стаканчики на каждого ребёнка, соль, сахар, пластиковые чайные ложечки, гуашевые краски разных цветов.
«Сухой из воды»
Дать детям представление об очистке воды
Два стакана с водой (грязной и чистой), вата, фильтр, одноразовые пластиковые стаканчики на каждого ребёнка, воронки.
«Выпуклая поверхность воды»
Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда
Сосуды разной формы, вода.
 «В каждом деле без воды – и не туды и не сюды»
Закрепить представление о значении воды в природе, формировать умение выражать свои мысли, делать умозаключение
Две емкости с водой, соль, яйца, чайник, блюдце, пластиковые стаканчики, эмблемы – символы с капельками воды, пара, снежинок.

Ноябрь «Экспериментирование с воздухом»

Тема

Цель

Материал

«Движение воздуха»
Познакомить детей со свойствами воздуха
Ароматизированные салфетки, корки апельсина или мандарина.
«Что такое ветер»
Познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, учить устанавливать причинно - следственные связи.
Полоски бумаги на каждого ребёнка
«Волшебный стакан»
Опытным путём формировать знания детей о воздухе
Стакан, банка, вода.
«Тяжёлая газета»
Продолжать знакомить с явлениями неживой природы, с различной силой ветра, показывая роль ветра в природе.
Пластиковые доски, ленточки средней длины, тазик с водой, водоплавающие игрушки, газета.

Декабрь «Экспериментирование с песком и глиной»

Тема

Цель

Материал

«Рисунки на песке»
Закрепить знания детей о свойствах песка.
Сухой чистый речной песок, сито, вода, прозрачные одноразовые стаканчики, песочные часы.
«Юные гончары»
Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)
Глина, дощечки, изделия из керамики, вода.
«Глина и песок – такие разные и такие нужные»
Познакомить детей с особенностями песка
и глины, найти проявление этих свойств в окружающем нас мире.
Песок, глина, вода, полиэтиленовые бутылки, сито.
«Послушная глина»
Расширять представление о свойствах глины.
Кусочек глины, посуда, глиняные игрушки.

Январь «Экспериментирование со снегом и льдом»

Тема

Цель

Материал

«Замерзшая вода»
Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.
Снег, блюдце, батарея.
«Загадка термометра»
Посмотреть, как работает термометр.
Уличный термометр, кубик льда, чашка.
«Где быстрее растает сосулька»
Познакомить детей с переходом из твёрдого состояния в жидкое.
Сосульки, поднос, полотенце.
 «День рождения снега»
Формировать представление об образовании снежинок, снега в природе. Формировать умение пользоваться критериями сравнения
Картинки с изображением снежинок, репродукции картин русских художников, скрепки канцелярские, счётные палочки.

Февраль «Экспериментирование с растениями»

Тема

Цель

Материал

«Нужен ли корешкам воздух?»
Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.
Ёмкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные ёмкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.
«Что выделяет растение?»
Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений
Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.
«Чем дышит растение?»
Определить, что все части растения участвуют в дыхании.
Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
 «Зимняя экскурсия в парк»
Сформировать представление детей о состоянии деревьев и трав зимой, вызвать интерес к изменению жизни растений
Лупы на каждого ребёнка, веточка тополя с почками, карандаш, рейка

Март «Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»

Тема

Цель

Материал

«Металл и магнит»
Помогать накоплению у детей конкретных
представлений о магните и его свойствах
притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм»
Магнит, компас, различные металлические предметы (монетки, скрепки, детали от металлического конструктора и т.д).
«Магниты –друзья, магниты-враги»
Дать представления о магните и его свойствах. Выявить материалы, которые могут стать магнетическими.
Изучить влияние магнетизма на разные предметы.
Магниты и металлические пластинки на каждого ребёнка.
«Самодельный электромагнит»
Помочь определить, какими свойствами
магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной
деятельности и желание заниматься ею
Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку». Магнитный
конструктор и поделки из него.
«Магнитный театр своими руками»
Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра; расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности (распределение обязанностей); развивать эмоционально-чувственный опыт, речь детей в процессе игр-драматизаций.
Магниты, стальные скрепки, листы бумаги. Материалы, необходимые для рисования, аппликации, оригами (бумага, кисти и краски или карандаши, фломастеры, ножницы, клей).

Апрель «Экспериментирование с бумагой и картоном»

Тема

Цель

Материал

«Мятая бумага»
Познакомить детей с бумагой (свойствами, назначением, видами)
Бумага, деревянные кубики на каждого ребёнка.
«Свойства бумаги и картона»
Познакомить со свойствами картона
Бумага, картон, ножницы на каждого ребёнка.
«Бумага и ткань. В чём разница?»
Познакомить детей со свойствами ткани
Бумага, ткань.
«Вода и бумага»
Закреплять знания о свойствах бумаги
Бумажные салфетки, лист бумаги, ёмкость с водой

Май «Экспериментирование со светом»

Тема

Цель

Материал

«Цветные огоньки»
Узнать, из каких цветов состоит солнечный свет
Противень, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования
Передача солнечного «зайчика»
Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно
Зеркала, схема многократного отражения
«Разведка»
Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно.
Зеркала
«Искусственная радуга»
Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета.
Гранёное стёклышко (деталь от хрустальной люстры).
Ожидаемые результаты:
Дети к семи годам проявляет инициативу, самостоятельность, постоянство и настойчивость в познавательно-исследовательской деятельности; способны учитывать интересы сверстников, к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Список литературы
1.       Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. ­– М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.
2.       Машкова С.В., Егорова Л.А. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет - Волгоград: Учитель.-185 с.
3.       Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. ­– Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017.-208 с.
4.       Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности. Старший дошкольный возраст (1). - Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.-32 с.
5.       Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности. Старший дошкольный возраст (2). - Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.-32 с.
6.       Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности.– Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2018.-64 с.
7.       
2021