Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf
Современный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в этом мире. Сейчас наши дети – это поколение технического прогресса: они с самого рождения сталкиваются с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом. И это кладет отпечаток на их психику: они становятся эрудированными, любознательными, развитыми не по годам. Но развитие мышления и умственных способностей наших детей все-таки не опережают возраст. В связи с проблемами со здоровьем многие дети имеют задержку психического и речевого развития. У современных детей страдает не только связная речь, но и словарный запас. Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. Влияние на это оказывает и телевидение. Вследствие того, что ребенок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, развиваются примитивность и бедность речи, оскудение словарного запаса. Такой ребенок, в основном, не разговаривает, а кричит, как его экранные мультяшные герои, которые сейчас отнюдь не добрые, позитивные, а злые. Ребенок копирует поведение своих любимых персонажей. Отсюда и увеличение за последние годы гиперактивных детей, неусидчивых, не умеющих концентрироваться на чем-либо ( на игре, занятиях). Современные дети постоянно находятся в каком-то движении, их трудно чем-нибудь заинтересовать, привлечь внимание. Постоянный просмотр различных телепередач. компьютерные игры также способствуют тому, что у детей перестает развиваться образно-логическое мышление. Они перестают фантазировать, выдумывать, а предпочитают нажимать бездумно на кнопки (телевизора, сотового телефона, игровой приставки) для получения результата. Исходя из этого, можно обозначить следующие изменения у современных детей и подростков:
1.Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.
2. Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий.
3. Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы.
4. Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий.
5. Недостаточно сформирована мелкая моторика и, следовательно, графические навыки у детей дошкольного возраста, что указывает на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе, отвечающих за произвольность.
6. Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений
7. Рост «экранной» зависимости.
8. Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.,
9. Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.
10. Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков.
11. Астенизация телосложения и снижение мышечной силы.
12. Рост каждые десять лет на 10-15% основных форм психических заболеваний.
13. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
14. Уменьшение численности одаренных детей.
15. В подростковом возрасте – рост индивидуализации, критичности по отношению к взрослым, поиск смысла жизни и утверждение своей уникальности.
16. Изменения в ценностных ориентациях подростков ( место- интеллектуальные: образованность; 2 – волевые: настойчивость; 3 – соматические: хорошее здоровье, презентабельная внешность).
В иерархии ценностей теперь последние места занимают нравственные, эмоциональные, культурные и общественные ценности. Проблема психического здоровья современного ребенка становится актуальной задачей. Основными условиями нормального психосоциалльного развития современного ребенка являются: снижение информационного потока – ограничение доступа к телевизору и компьютеру, укрепление физического здоровья ребенка – участие ребенка в различных спортивных секциях, соревнованиях по его выбору, благоприятный климат проживания – спокойная, доброжелательная обстановка, отсутствие конфликтов, внимательное отношение окружающих ребенка лиц к его эмоциональным потребностям; предоставление ребенку самостоятельности и независимости, возможность общаться со сверстниками и взрослыми вне дома – участие в различных кружках, занятиях, целенаправленное обучение детей в школе конструктивным способам преодоления трудных или кризисных ситуаций. Проблемы современных детей вызваны особенностями мира, в котором мы живем – новыми технологиями, системой школьного образования и социальной средой. Самая важная задача взрослых – разобраться в причинах и придумать, как поддержать детей. Вместо того, чтобы просто запрещать ребенку любимые компьютерные игры, лучше предложить ему другие варианты развлечений. Важно подходить к вопросу системно: чтобы ребенок меньше пользовался соцсетями, больше времени проводил на свежем воздухе и раньше ложился спать, недостаточно просто требовать этого от него, нужно также подавать пример. Чтобы предотвратить возникновение проблем психологического характера у детей, необходимо разговаривать с ребенком обо всем, что его тревожит, постоянно предлагать свою помощь и защиту. Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче ее решить и не допустить развития серьезного комплекса. Следует внимательно понаблюдать, как общается ребенок со своими сверстниками. Его общение и поведение могут многое рассказать о наличии проблемы и ее характере. Кроме того, следует всегда помнить, что каждый ребенок индивидуален, обладает своими чертами характера, эмоциональными чертами, которые следует учитывать в процессе воспитания. Нужно уважать его, любить таким, какой он есть со всеми недостатками и достоинствами.
Библиографический список
1. Абраменкова, В. Г. Дети и телевизионный экран / В. Абраменкова, А. Богатырев // Воспитание школьников. - 2006. - № 6.2. Бабаева, Ю. Д. Психологические последствия информатизации / Ю. Д. Бабаева // Психологический журнал. - 1998. - № 1.
3. Башкирова, Нина Современный ребенок и его проблемы. Детский сад, школа, телевизор, дом, интернет, улица / Нина Башкирова. - М.: Наука и техника, 2015.
4. Вульфов, Б.В. Интересы и потребности современных детей и подростков / Б.В. Вульфов. - 2-е изд. - Москва: Росмэн, 2007.