Актуальные вопросы дошкольного образования

Арсенова Н.С., Щитова Ю.В. Экологическое воспитание дошкольников в ходе ознакомления с окружающим миром

Библиографическое описание:
Арсенова Н.С., Щитова Ю.В. Экологическое воспитание дошкольников в ходе ознакомления с окружающим миром // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

И. П. Поляков

Экологическое образование дошкольников направлено, прежде всего, на формирование у дошкольников положительного отношения к окружающей среде – земле, воде, растительному и животному миру. Ключевые задачи экологического образования - научить ребят любить и охранять природу, бережно использовать природные ресурсы. Знакомство детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Остается только организовать занятия по ознакомлению с окружающим миром таким образом, чтобы это способствовало развитию экологического отношения дошкольников к природе. Важнейшим средством экологического воспитания является: организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде, в мире природы.

Наша задача - научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать свои знания в области экологии. Выделяется несколько основных разделов: неживая природа, сезонные изменения, флора, фауна, человек и природа (защита природы). Между образованием, культурой и воспитанием всегда существует взаимосвязь. Чем больше мы знаем о природе, тем выше наша ответственность за ее сохранность.

Со своими воспитанниками мы проводим большую работу по экологическому воспитанию, которая включает в себя следующие виды деятельности:

· познавательные занятия;

· трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на окне;

· чтение литературы, рассматривание демонстрационного материла, разучивание стихов, пословиц, поговорок и др.;

· дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры;

· экскурсии;

· наблюдение за животными и растительным миром, за трудом взрослых;

· экспериментирование;

· проведение музыкальных и спортивных развлечений;

· оформление выставки детских работ.

На территории нашего дошкольного учреждения расположена экологическая тропа с пояснениями природных объектов и аудиоматериалами о них. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Цветущие растения на клумбе – очень радуют глаз. Здесь дети ухаживают за цветами: рыхлят, поливают, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, воздействие человека на растительные сообщества. Рассказываем о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.

Экскурсии являются одним из ведущих видов занятий и особой формой организации работы по экологическому воспитанию, одной из довольно трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях мы знакомим ребят с растениями, животными и в одно и тоже время с условиями их обитания, и это способствует формированию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря этому у детей развивается наблюдательность и возникает интерес к природе. Во время экскурсии мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Великолепие окружающей их природы, вызывает глубокие эмоции и способствует развитию эстетических чувств.

Прогулки также широко используются для ознакомления дошкольников с окружающей средой. На них дети узнают об изменениях в природе в зависимости от времени года (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Во время прогулок организуются игры с использованием природных материалов (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на площадке имеется игровое оборудование: песочница, лопатки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, почвы, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используем как можно больше опытов. Чтобы установить причины явлений, связи и отношения между объектами и явлениями. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты помогают формировать у детей познавательный интерес к природе, развивают наблюдательность, мышление.

В групповой комнате детского сада расположен природный уголок, состоящий из:

- экспериментального уголка, где находится материал для экспериментирования и самостоятельных игр. Состав материала меняется в зависимости от темы экологического занятия;

- уголка природы, где находятся книги и иллюстрации, содержащие информацию о животных, их среде обитания и повадках; о всевозможных растениях, методах их выращивания и ухода за ними;

- выставочного уголка, где находятся работы детей по экологии: рисунки, поделки из природного материала и т.д.

В природном уголке так же находится календарь природы. Календарь природы помогает детям наблюдать за природными явлениями.

На своих занятиях мы используем художественную литературу. Художественная литература о природе оказывает глубокое воздействие на чувства детей. Прежде всего пользуемся литературой, рекомендованной программой детского сада. После чтения с детьми проводим беседы, задаем вопросы, и как показывает наблюдение: в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших. Очень важно донести до детей смысл произведения.

Как сказал В.А. Сухомлинский «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, бережного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом.

Библиографический список

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста — СПб.: «Детство-пресс», 2014 г.

2. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2011 г.

3. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». Книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей. М. «Карапуз».2011 г.
2024-03-06 09:20 2024