Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Матяшина Т.А. Использование стратегии фишбоун на уроках английского языка

Библиографическое описание:
Матяшина Т.А. Использование стратегии фишбоун на уроках английского языка // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.

«Фишбоун» - это метод целеполагания, основанный на осознании проблем, способов их решения и постановке образовательных задач. В переводе с английского языка, «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно - содержательной форме. Суть данного методического приема - установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами. Это графическая техника представления информации, что позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления (правила) через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов, формулировку вывода по вопросу.

рисунок 1

«Фишбоун» - это упрощённое название метода. В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей.

рисунок 2 Каору Исикава - разработчик Фишбоун

Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Диаграмма Исикавы — это универсальный инструмент, который можно применять в различных отраслях и условиях, а том числе, в образовательном процессе.

Применение метода фишбоун на уроках позволяет:

·наглядно представить школьникам учебный материал по отдельной теме или курсу;

·уменьшить объём информации, необходимой для запоминания, за счёт выделения ключевых понятий и логических связей между ними;

·снизить значимость трудности учения школьников, связанной с возрастающим объёмом и сложностью изучаемой информации.

Составление схемы Фишбоун

Схема состоит из четырёх блоков:

1) Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

2) Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

3) Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

4) Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Формы работы на уроке

Прием фишбоун настолько универсален, что может быть использован на любом типе уроков. Но более эффективным он будет на уроках обобщения и систематизации знаний. Так ученики смогут систематизировать всю полученную информацию, проследить взаимосвязи между компонентами и фактами схемы, а также устранить пробелы в знаниях. Технология фишбоун может занимать различное место в уроке: быть одним из его этапов (как закрепление или индивидуальная работа детей) или стать стратегией на протяжении всего урока.

Составлять «рыбий скелет» можно несколькими способами:

индивидуально (каждый ребенок работает со своей схемой, заполняя ее 15-20 минут, а затем обсуждает и сравнивает результаты со всем классом);

в группах (каждая группа получает свою схему и учебный материал, который нужно проанализировать, а затем представляет итоги работы другим ученикам);

фронтально (весь класс совместно с учителем заполняет один фишбоун на доске или на готовом шаблоне большого формата, обсуждая все нюансы).

Эта технология может применяться в качестве:

домашней работы;

опорного конспекта;

зачетной работы по проверке усвоения темы;

проектной работы.

Применение фишбоун на уроках английского языка

Современные школьники ежедневно сталкиваются с большим объемом текстовой информации. Ее восприятие и понимание вызывают у учащихся значительные трудности. Текст на уроках английского языка - важный источник накопления лексического и грамматического материала, а также основа обучения всем видам речевой деятельности. Задача педагога - научить работать с текстом. Смысловое чтение - один из обязательных компонентов метапредметных результатов, формируемых на уроке иностранного языка. Для достижения успеха в формировании навыка смыслового чтения разумно применять технологию развития критического мышления.

Технология развития критического мышления помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию.

В процессе работы происходит активизация и усвоение новых лексических единиц, развитие связной речи. Ученикам легко составлять предложения, соединяя две части. Схема - это опора для пересказа. Она поможет в решении коммуникативной задачи.

Примеры работы со схемой фишбоун на уроках английского языка

Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.

Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

Примеры схем фишбоун на уроках английского языка

рисунок 3

Главные преимущества методического приема «Фишбоун» - в уменьшении объема информации и быстром запоминании материала на основе зрительных образов. Переработка информации каждым школьником при составлении графической схемы позволяет говорить о понимании и восприятии информации. Использование технологии «Фишбоун» развивает умения учащихся анализировать текст, выделять ключевые понятия и логические связи между ними, обобщать и делать выводы.

Библиографический список

1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб.: Альянс - Дельта, 2003.

2. Бойко О. Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры [Электронный ресурс]. URL: https://pedsovet.su/metodika/priemy/5714

3. Фишбоун схема - приём развития мышления детей [Электронный ресурс]. URL: https://lifemotivation.online/psychology/child-psy/fishbone

4. Васильева Т.В. Технология развития критического мышления с использованием приема «Фишбоун» на уроках английского языка [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/691495
2024-07-01 13:56 2024