Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Савчинская Л.И. Особенности работы с семьями, воспитывающими детей с задержкой психического развития

Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf


В последнее время значительно увеличилось число детей с задержкой психического развития (ЗПР) в образовательных организациях. В любой семье может появиться ребенок с проблемами развития. Рождение ребенка с задержкой психического развития для большинства семей является большой трагедией. Столкнувшись с такой проблемой, родители испытывают стресс, проявление которого может затрагивать социальный, психологический соматический уровни реагирования, что в свою очередь влияет как на родителей, так и на их детей.
Роль семьи в воспитании ребенка очень велика, а родительское отношение к ребенку одно из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье. Именно на родителей ложится большая ответственность за воспитание и развитие их ребенка, от реакции на данную проблему будет зависеть его будущее. Этой проблеме посвятили свои работы многие исследователи: И.С. Багдасарьян (2000), Н.В. Мазуровой (1997), И.И. Мамайчук (1989), Е.М. Мастюковой (2001), М.М. Семаго (1992), В.В. Ткачевой (2007, 2008), Л.М. Шипициной (2002) и др. Данные авторы пришли к выводу, что стойкие нарушения детей с задержкой психического развития влияют на психоэмоциональное состояние их родителей, что в свою очередь негативно влияет на всех членов семьи. Многие семьи замыкаются на своей проблеме. У родителей складывается неправильное представление о лечении и воспитании ребенка. Зачастую родители не могут принять диагноз ребенка, неадекватно реагируют на рекомендации специалистов, прибегают к нетрадиционной медицине в надежде вылечить своего малыша, конфликтуют с врачами и педагогами, обвиняя их в непрофессионализме, предвзятом отношении к ребенку. Длительный стресс, который испытывают родители, провоцирует повышение раздражительности, конфликтные ситуации в семье, ухудшение супружеских отношений. В конечном итоге постоянные конфликты в семье могут привести к ее распаду. Все эти факторы, оказывают деструктивное влияние на формировании эмоциональной сферы ребенка, его психическое развитие и формирование личности. Позднее обращение к специалистам, приводит к более стойким нарушениям развития ребенка, которые в дальнейшем скорректировать очень сложно. Поэтому крайне важно своевременно достучаться до родителей, обратить их внимание на проблему, чтобы не упустить важные сензитивные периоды развития ребенка. Запаздывающее развитие и обучение в дальнейшем может быть неэффективным и неблагоприятно сказаться на развитии психики.
Ребенок с диагнозом ЗПР нуждается в комплексной помощи, как со стороны родителей, так и специалистов. Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в работе с ребенком в условиях дошкольной организации может быть достигнуто только в результате тесного взаимодействия с семьей. Поэтому задача образовательного учреждения организовать работу с родителями таким образом, чтобы они стали активными участниками педагогического процесса. Ведь в семье начинается социальная адаптация ребенка к окружающей действительности, формируется зона его ближайшего развития. Все это складывается через систему отношений внутри семьи, через способы и формы общения родителей и детей, через их совместную деятельность, через семейные ценности. Таким образом, роль родителей в коррекционно-развивающей работе очень велика, но без сопровождения специалистов она будет недостаточно эффективной. Поэтому задача специалистов состоит в том, чтобы как можно раньше убедить родителей в необходимости оказания помощи их ребенку, для того, чтобы провести своевременную коррекционно-развивающую, компенсирующую и реабилитационную работу, направленную на восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение материальной независимости, социальной адаптации, устранение нарушения развития.
Такая работа требует специальных знаний, поэтому взаимодействие с родителями должно строиться поэтапно. Как правило, родители неправильно оценивают возможности своих детей. Они не замечают повышенной утомляемости, недостатков речи или снижения познавательной деятельности и др. Задача специалистов обучить родителей эффективным формам и методам работы с детьми, повысить уровень их педагогических знаний в вопросах воспитания и обучения ребенка с ЗПР, через такие формы работы как семинары-практикумы, круглые столы, тематические консультации, беседы, психологические тренинги, лектории, открытые занятия, досуговые мероприятия, праздники и развлечения и другие формы работы. Главная цель этих мероприятий - убедить родителей в том, что не надо опускать руки в данной ситуации, не стоит поддаваться панике, а постараться своевременно позаботиться о своем ребенке: постоянно общаться с ним, проводить занятия, выполнять рекомендации специалистов. Также необходимо помочь родителям справиться с гневом и агрессией, перестать наконец-то испытывать чувство вины из-за случившегося, смягчить эмоциональное напряжение в семье, дать почувствовать, что они не одиноки в этой проблеме и им всегда готовы прийти на помощь специалисты психолого-медико-педагогической службы.
Ведь каждый родитель должен принять своего ребенка, таким, какой он есть, и только так можно достигнуть положительного результата в воспитании и обучении ребенка.

Библиографический список

1.       Волковская Т. Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития / Т. Н. Волковская // Коррекционная педагогика. -- 2003. -- № 2. -- С. 62--70.
2.       Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. -- М.: Владос, 2003. -- 408 с.
3.       Психология семейных отношений с основами семейного консультиро-вания: Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.:Издат. центр "Академия", 2002. - 192 с.
4.       Ткачева В. В. Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями развития / В. В. Ткачева // Психолого-педагогическая диагностика. -- М.: Академия, 2003. -- С. 280--290.

2018