НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Пашкина О.Ю. Конспект экскурсии по мини-музею «Хлеб — всему голова»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


Цель:
- закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола;
- закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;
- познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку;
- познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;
- воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
- актуализировать, обогащать лексикон по теме «Хлеб»;
- формирование языкового чутья;
- совершенствовать навыки связного высказывания;
- формирование мелкой и общей моторики;
- развитие внимания, памяти, мышления.
Словарь: рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, агроном, хлеборобы, комбайнер, серп, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, баранки, сушки, калачи, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, хлебопродукты, крошки, корка, мякоть, сухари.
Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.
Выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, молоть, выпекать, печь, резать, есть, беречь.
Материал: зерна пшеницы, ржи, овса, колосья, мука ржаная и пшеничная, картинки с изображением сельскохозяйственных машин, картинки от зерна до хлеба, серп, литературный герой Буратино, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий.
ХОД ЭКСКУРСИИ:
Стук в дверь. Почтальон передает посылку.
- Дети, смотрите, нам принесли посылку, а от кого, мы сейчас узнаем. Надо прочитать на ящике, от кого она пришла. Мы можем прочитать? (ответы)
- Как выдумаете? Что там может лежать? (Хлеб)
- А как вы догадались? (По запаху)
- Конечно, такой аромат идет от посылки
Чтение стихотворения С. Погореловского
Вот он – хлебушек душистый.
Вот он – теплый, золотистый,
В нем – здоровье наше, сила.
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
- Сегодня мы будем говорить о хлебе.
- Где мы покупаем хлеб? (Ответ детей)
- Когда – то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научился размельчать зерна камнями и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным.
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе? (Ответы детей: Хлеб- всему голова! Без хлеба – нет обеда! Будет хлеб – будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно.)
- Ребята! Было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из картофельной шелухи, травы лебеды и т.д. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125г на весь день. Других продуктов не было. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь.
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. Нам нужно много хлеба. Чтобы узнать, кто выращивает хлеб, мы отправляемся в путешествие.
- Отгадайте загадку: кто весной выходит в поле? «Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит» (Трактор)
- Кто работает на тракторе? (Тракторист)
- Найдите картинку, где весной трактор пашет землю. Он готовит землю для зерна. Ведь не даром говорят: «Весенний день - год кормит»
- Что делает трактор? Тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит землю для посева зерна.
- Прежде, чем продолжить путешествие, рассмотрите зерна пшеницы, ржи, овса.
- Ребятишки, эти зерна называются хлебные. Из пшеницы получают белую муку, из ржи – ржаную. Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная?
- Зерно маленькое, его росточек пробьется через слой земли. Когда зерно сеять - решает агроном. Найдите картинку агронома.
- Идет время, зерна прорастают, появляются всходы и вот уже поле в золотых колосьях пшеницы. Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.
Самолет над полем кружит
Следом вьюга вьет и кружит
Летчик сверху всюду – всюду
Сыпет белый порошок
- Порошок этот от вредителей. Но вот пришла осень, вышел в поле агроном и решил, что пшеница созрела, пора жать.
- А сейчас физкультминутка.
Колоски золоченые
На ветру качаются
На ветру качаются
Низко наклоняются
- А теперь еще одна загадка
- Он идет волну сечет, из трубы зерно течет? (Комбайн)
- Найдите картинку комбайна.
- Кто работает на комбайне? (Комбайнер)
- Продолжим свое путешествие
Хоть и собрано зерно
Да не хлеб еще оно
- Зерно везут на элеватор. Его там высушат.
- А затем на мельницу.
Здесь такое с ним твориться,
В оборот его берут,
В порошок его сотрут!
- Что это за порошок? (Мука)
- Человек, который работает на мельнице, называется мукомол.
- Дальше муку везут в пекарню.
- Человек, который работает в пекарне, называется пекарь, он из муки делает тесто.
На большом хлебозаводе
Станет тестом та мука,
Хлебу путь теперь недолгий,
Вот он в булочной на полке,
Вот уже к тебе на стол
Он пожаловал - пришел
- Поиграем в игру «Цепочка»
- Откуда хлеб пришел? (Из магазина)
- В магазин, откуда попал? (Из пекарни)
- Что делают в пекарне? (Пекут хлеб)
- Из чего пекут хлеб? (Из муки)
- Из чего мука? (Из зерна)
- Откуда зерно? (Из колоса)
- Откуда пшеница? (Выросла в поле)
- Кто вырастил пшеницу? (Агроном)
- Посмотрите на картину. Стеной стоит высокая пшеница. А как её убирали раньше, когда не было машин?
- Я вам сейчас покажу. Это серп, им жали пшеницу, рожь, ячмень, овес.
- Складывали в снопы, сушили, обмолачивали, мололи на мельницах и пекли хлеб.
- Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Сколько рук к нему прикоснулось, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикоснулись к хлебу? (Агронома, тракториста, пекаря, мельника, продавца и т.д.)
- А сейчас мы нарисуем колосок
Сначала тонкий стебелек,
Два привычных полукруга
Поместили друг на друга
Положили на бочок
И молчок.
Осень дарит урожай
Не ленись и собирай.
(Появляется блюдо с хлебобулочными изделиями)
Наше путешествие подходит к завершению. Ребята посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб?
(Ответы детей: пшеничный, пышный, мягкий, ржаной, аппетитный, хрустящий и т.д.)
Итог занятия.
Вот как много людей работает, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, и агроном. А одним словом – хлеборобы.
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
- Что вам понравилось на занятии, что нового вы узнали? (Ответы детей)
С огурцами ли, с картошкой
Надо хлеб съедать до крошки.
Дети приглашаются к столу на чаепитие.
2018