Цель: - закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола; - закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания; - познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку; - познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; - воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу; - актуализировать, обогащать лексикон по теме «Хлеб»; - формирование языкового чутья; - совершенствовать навыки связного высказывания; - формирование мелкой и общей моторики; - развитие внимания, памяти, мышления. Словарь:рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, агроном, хлеборобы, комбайнер, серп, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, баранки, сушки, калачи, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, хлебопродукты, крошки, корка, мякоть, сухари. Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный. Выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, молоть, выпекать, печь, резать, есть, беречь. Материал: зерна пшеницы, ржи, овса, колосья, мука ржаная и пшеничная, картинки с изображением сельскохозяйственных машин, картинки от зерна до хлеба, серп, литературный герой Буратино, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий. ХОД ЭКСКУРСИИ: Стук в дверь. Почтальон передает посылку. - Дети, смотрите, нам принесли посылку, а от кого, мы сейчас узнаем. Надо прочитать на ящике, от кого она пришла. Мы можем прочитать? (ответы) - Как выдумаете? Что там может лежать? (Хлеб) - А как вы догадались? (По запаху) - Конечно, такой аромат идет от посылки Чтение стихотворения С. Погореловского Вот он – хлебушек душистый. Вот он – теплый, золотистый, В нем – здоровье наше, сила. В нем – чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! - Сегодня мы будем говорить о хлебе. - Где мы покупаем хлеб? (Ответ детей) - Когда – то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научился размельчать зерна камнями и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным. Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе? (Ответы детей: Хлеб- всему голова! Без хлеба – нет обеда! Будет хлеб – будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно.) - Ребята! Было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из картофельной шелухи, травы лебеды и т.д. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125г на весь день. Других продуктов не было. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь. Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. Нам нужно много хлеба. Чтобы узнать, кто выращивает хлеб, мы отправляемся в путешествие. - Отгадайте загадку: кто весной выходит в поле? «Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит» (Трактор) - Кто работает на тракторе? (Тракторист) - Найдите картинку, где весной трактор пашет землю. Он готовит землю для зерна. Ведь не даром говорят: «Весенний день - год кормит» - Что делает трактор? Тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит землю для посева зерна. - Прежде, чем продолжить путешествие, рассмотрите зерна пшеницы, ржи, овса. - Ребятишки, эти зерна называются хлебные. Из пшеницы получают белую муку, из ржи – ржаную. Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная? - Зерно маленькое, его росточек пробьется через слой земли. Когда зерно сеять - решает агроном. Найдите картинку агронома. - Идет время, зерна прорастают, появляются всходы и вот уже поле в золотых колосьях пшеницы. Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет. Самолет над полем кружит Следом вьюга вьет и кружит Летчик сверху всюду – всюду Сыпет белый порошок - Порошок этот от вредителей. Но вот пришла осень, вышел в поле агроном и решил, что пшеница созрела, пора жать. - А сейчас физкультминутка. Колоски золоченые На ветру качаются На ветру качаются Низко наклоняются - А теперь еще одна загадка - Он идет волну сечет, из трубы зерно течет? (Комбайн) - Найдите картинку комбайна. - Кто работает на комбайне? (Комбайнер) - Продолжим свое путешествие Хоть и собрано зерно Да не хлеб еще оно - Зерно везут на элеватор. Его там высушат. - А затем на мельницу. Здесь такое с ним твориться, В оборот его берут, В порошок его сотрут! - Что это за порошок? (Мука) - Человек, который работает на мельнице, называется мукомол. - Дальше муку везут в пекарню. - Человек, который работает в пекарне, называется пекарь, он из муки делает тесто. На большом хлебозаводе Станет тестом та мука, Хлебу путь теперь недолгий, Вот он в булочной на полке, Вот уже к тебе на стол Он пожаловал - пришел - Поиграем в игру «Цепочка» - Откуда хлеб пришел? (Из магазина) - В магазин, откуда попал? (Из пекарни) - Что делают в пекарне? (Пекут хлеб) - Из чего пекут хлеб? (Из муки) - Из чего мука? (Из зерна) - Откуда зерно? (Из колоса) - Откуда пшеница? (Выросла в поле) - Кто вырастил пшеницу? (Агроном) - Посмотрите на картину. Стеной стоит высокая пшеница. А как её убирали раньше, когда не было машин? - Я вам сейчас покажу. Это серп, им жали пшеницу, рожь, ячмень, овес. - Складывали в снопы, сушили, обмолачивали, мололи на мельницах и пекли хлеб. - Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Сколько рук к нему прикоснулось, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикоснулись к хлебу? (Агронома, тракториста, пекаря, мельника, продавца и т.д.) - А сейчас мы нарисуем колосок Сначала тонкий стебелек, Два привычных полукруга Поместили друг на друга Положили на бочок И молчок. Осень дарит урожай Не ленись и собирай. (Появляется блюдо с хлебобулочными изделиями) Наше путешествие подходит к завершению. Ребята посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб? (Ответы детей: пшеничный, пышный, мягкий, ржаной, аппетитный, хрустящий и т.д.) Итог занятия. Вот как много людей работает, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, и агроном. А одним словом – хлеборобы. Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил. - Что вам понравилось на занятии, что нового вы узнали? (Ответы детей) С огурцами ли, с картошкой Надо хлеб съедать до крошки. Дети приглашаются к столу на чаепитие.