Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Степанова Е.А., Смольянинова Н.А., Богатырева Е.А. Семья и школа: грани сотрудничества

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf

Система современной школы имеет сложную многоступенчатую структуру. Ее компоненты: цели, деятельность, субъект, отношения, среда, управление, развитие тесно взаимосвязаны друг с другом. Также тесно связаны в процессе взаимодействия и все стороны образовательного процесса: школа – ребёнок – семья. Конечно, ребёнок – в центре. А школа и семья? Насколько важна роль этих составляющих?
На наш взгляд, сегодня просто необходимо говорить о семейной политике как одном из приоритетных направлений государственного уровня. И ни в коем случае нельзя не признавать (а тем более отрицать!) ведущую, исключительную роль семьи в решении задач формирования подрастающего поколения. Именно под влиянием всего уклада семейной жизни с первых дней появления ребёнка на свет формируются нравственная и общественная составляющие личности человека, его ценностные ориентации и психологические установки. Поэтому именно семья должна стать союзником (и ни в коем случае не соперником, не противником) школы в учебно-воспитательном процессе. Наш успех - в объединении усилий, в обобщённости, в единстве. А школа может и должна обеспечить реальное взаимодействие социума, родителей, педагогов и ребёнка. Но если в педагогическом коллективе есть чётко сформулированная единая программа действия, единство целей, то родительская общественность разнородна и разобщена (родители по-разному относятся к школе, по-разному видят свою роль в организации воспитательной работы в школе и классе, по-разному воспитывают ребенка в семье, имеют различный интеллектуальный уровень). Чтобы выстраивать партнёрские отношения, необходимо понимать, чего ожидают от школы непосредственные заказчики образовательных услуг, каковы их приоритеты, требования, запросы, отношение к школе. Сбор информации об образовательных потребностях, определение социального статуса семьи, её запросов проводим через анкетирование на конец и начало учебного года, проведение стартовых родительских собраний в сентябре месяце. Как и во многих образовательных учреждениях, наших родителей условно можно отнести к трём группам: «родители-соратники» (всецело разделяют приоритеты школы, поддерживают её во всех начинаниях, полностью принимают все требования, способствуют выполнению их детьми, исповедуют доброжелательное отношение к школе и учителям, которое передается их детям; с удовольствием помогают в организации учебно-воспитательного процесса), «равнодушные родители» (равнодушно, иногда нейтрально относятся к школе; не интересуются делами школы и не вмешиваются в учебно-воспитательный процесс), «отрицающие родители» (противоречиво, а иногда и неприязненно относятся к школе, проявляют непонимание и часто категорическое несогласие с требованиями школы). Дальнейшую работу строим с учётом полученных данных и с уверенностью в том, что для формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат, складывающийся из взаимоотношений между школой и семьей, педагогами и учениками. Формирование такого микроклимата и есть одна из первостепенных задач сотрудников образовательной организации. А для того, чтобы такой микроклимат образовался в нашей школе, задача ближайших лет – значительно уменьшить количество родителей, негативно или равнодушно воспринимающих образовательный и воспитательный процессы, из «недоброжелателей» или «посторонних наблюдателей» такие родители должны стать союзниками. И этот сложный процесс основан на организации взаимодействия с родителями посредством вовлечения их в совместную деятельность, а также на максимальной информационной открытости всей работы учреждения. Определение граней такого взаимодействия – залог успеха развития школы и, как конечный результата, развития ребёнка. Для себя мы выделили шесть граней взаимодействия семьи и школы:
1.       Информационная. Цель – предоставить родителям (законным представителям) обучающихся различными способами и средствами информации обо всех направлениях деятельности образовательной организации. Данная грань способствует полному и объективному отражению деятельности школы, снимает напряжённость между партнёрами, нивелирует чувство недоверия со стороны семьи, порождает уверенность в крепости и честности взаимоотношений. Основные принципы информационной работы: объективность и полнота предоставляемой информации; актуальность, оперативность, доступность; лаконичность и разнообразие; регулярность; чёткость и структурированность.
2.       Просветительская. Цель — научить родителей (законных представителей) видеть и понимать изменения, происходящие с детьми. Основные принципы данной грани взаимодействия: научность; готовность к сотрудничеству, к компромиссам; возможность принимать различные точки зрения.
3.       Проектно-организационная. Цель - сделать родителей (законных представителей) обучающихся непосредственными участниками, организаторами проектов коллективных творческих дел, воспитательных мероприятий (общеклассных, общешкольных). Основные принципы взаимодействия: мотивированность и добровольность участия; социальная направленность; готовность к коммуникации и сотрудничеству.
4.       Управленческая. Цель – привлечь родителей (законных представителей) к управлению учебно-воспитательным процессом, организовать партнёрские отношения в рамках создания школьной модели. Основные принципы данной грани: системность; готовность к сотрудничеству; объективность.
5.       Коррекционно-консультативная. Цель — организовать совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе учебно-воспитательного процесса. Основные принципы: научность и доступность одновременно; оперативность и соответствие целям; дифференцированность и продуктивность; практичность и универсальность.
6.       Профориентационная. Цель – привлечь родителей (законных представителей) к процессу социализации обучающихся, их профориентационному просвещению и становлению. Основные принципы: актуальность, личный пример, мотивированность.
С учётом позиции родителей мы дифференцированно выстраиваем работу с семьёй, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а, ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы, класса, своего ребенка. Умело сочетаем групповую, индивидуальную и коллективную работу с семьей и родителями. Основными формами работы с родителями и семьёй в нашей школе являются: информационно - аналитические (проведение срезов, опросов, анкетирование, «Почтовый ящик»); досуговые (совместные досуги, праздники, коллективные творческие дела, научные конференции, проекты, социальные акции, спортивные соревнования, товарищеские встречи); познавательные (лектории, родительские практикумы, семинары-практикумы, педагогические журналы, конференции, круглый стол, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей); наглядно – информационные (печатные проспекты, буклеты, памятки для родителей, папки-передвижки, стенды, печатное издание – школьная газета «Унпэнэр», школьный сайт, публикации в районной газете «Полярная звезда», выступления и информационная строка на Певекском телевидении, организация дней открытых дверей, открытых занятий, творческих отчётов для родителей, ярмарок, выпуск газет, организация мини-библиотек).
Шесть граней взаимодействия с семьёй позволяют нам грамотно распознать, предотвратить и преодолеть имеющиеся или возникающие разногласия, сделать союзниками большую часть родительской общественности: более 75%.

2019