Оригинaл материала размещен в выпуске № 07 (09) https://f.almanah.su/09.pdf
Цель — актуализировать, расширить и структурировать имеющиеся у воспитателей групп раннего возраста знания о работе с детьми 2—3 лет, в том числе в период адаптации.
Ход семинара-практикума
Психолог. Добрый день, коллеги! Мы рады видеть вас! Надеюсь, что сегодняшний семинар-практикум будет для вас полезным и интересным.
Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о детях раннего возраста, малышах, которые только-только пришли к нам в садик или вот-вот собираются прийти к нам. Разберём особенности развития раннего возраста, поговорим, почему так важен этот период и почему необходим контроль развития. Чтобы лучше понять какие чувства и эмоции может испытывать малыш в период адаптации, сегодня мы сами ненадолго будем становиться детьми.
Упражнение «Погружение в детство» (Кремлякова А.Ю.)
Цель — активизировать впечатления раннего детства, прочувствовать эмоциональное состояние ребенка в возрасте 2—3 лет.
Психолог. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию — оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах.
Представьте себя в то время, когда вы были маленькими. Теплый весенний день. Воздух терпкий, пряный, пахнет смолянистыми тополиными почками. Деревья такие высокие, что кажется, своими верхушками они достают до неба. Вам два или три года. Вы идете по улице. Как вы выглядите? Посмотрите, что на вас надето: какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую нежную руку.
У вас получилось представить себя маленьким ребенком? Расскажите, что вы чувствуете. Давайте запишем ваши чувства (в тетрадях или на доске).
Теоретическая часть
Психолог: Ранний возраст – это особый и очень важный период в развитии ребёнка. Выдающиеся учёные Н.М. Аксарина, А.В.Запорожец, М.И. Лисина, С.Л.Новосёлова, Д.Б. Эльконин определяют период раннего развития как важнейший стартовый этап в жизни человека. Л.С. Выготский назвал этот период «золотой порой сенсорного развития».
Речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире - всё это появляется впервые именно в период раннего детства. Это период активного сенсорного развития, развития познавательной сферы, наглядно - действенного мышления, начального формирования личности ребёнка. Именно в раннем возрасте закладываются наиболее важные человеческие способности – любознательность, уверенность в себе, доверие к другим, воображение, творческая позиция. Эти способности возникают при участии взрослого.
Ведущей деятельностью раннего возраста выступает предметная деятельность, основная психическая функция –это восприятие. Именно восприятием определяется поведение и сознание детей этого возраста. Так память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е восприятия знакомых предметов. Мышление – носит непосредственный характер (ребёнок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами). Он может быть внимателен только к тому, что находиться в поле его восприятия. Все действия с предметами направлены на такие свойства как форма и величина – эти признаки являются главными. Мышление – наглядно- действенное. Главным в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью. В этом возрасте рождается игра и общение со сверстниками.
Необходимо подчеркнуть, что период раннего возраста – это период очень интенсивного психического развития, который нуждается в постоянном и своевременном контроле. Цель контроля – определить уровень развития каждого ребёнка, своевременно увидеть первоначальные отклонения в его развитии и вовремя скорректировать.
В дошкольной педагогике определенны специальные эпикризные сроки, когда необходим контроль развития. Научное определение эпикризного срока определяется периодом в жизни ребёнка за который он приобретает новые навыки в определённый интервал времени, когда могут произойти существенные изменения в нервно - психическом развитии малыша. На первом году жизни – контроль производиться 1 раз в месяц, на втором году жизни 1 раз в квартал, на третьем 1 раз в полугодие.
При выявлении нервно- психического развития ребёнка 2 и 3 года жизни следует его оценивать, исходя из основных линий развития: развитие понимания и активной речи; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; развитие общих движений; формирование самостоятельности; конструирования и изобразительной деятельности.
Для проведения своевременной диагностики нервно психического развития детей раннего возраста, необходимо сформировать диагностические короба, которые должны находиться в группе. Короба по эпикризным возрастам (1 г. 3 м.; 1 г. 6 м.; 1 г. 9 м.; 2 г.; 2 г. 6 м.; 3 г.) наполнены определённым игровым и дидактическим материалом. Подробная информация по заполнению коробов материалами содержится в книге «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной, Л.Г. Голубевой.
Практическое упражнение
Цель: закрепить умение воспитателей правильно подбирать диагностический материал для коробов.
Психолог. Перед Вами находятся 4 пустых короба и отдельно расположен диагностический материал. Пользуясь методичкой Вам необходимо собрать короба на эпикризные сроки: 1.9г.; 2г.; 2.6г; 3г. Разделимся на две команды. Первая команда собирает короба на 1.9г. и 2г.; вторая команда на 2.6г и 3г. После того, как задание будет выполнено команды проверят друг друга.
Теоретическая часть
Психолог. Материал для диагностики не используется в повседневной жизни. Педагог в процессе диагностики выявляет сформированные умения ребёнка, а не обучает и не показывает. Диагностику следует проводить не более чем по двум – трём показателям одномоментно с опорой на паспортный возраст. Опираясь на список детей, сформированный по эпикризным срокам, воспитатель совместно с психологом, проводит диагностику и заносит данные в карту нервно- психического развития ребёнка. Ориентируясь на таблицу с актуальными эпикризными сроками, педагог выявляет детей, которым, в данном месяце и неделе, по срокам пора проводить диагностику НПР. Опираясь на индивидуальную карту НПР ребенка, по таблице необходимо посмотреть какого эпикризного возраста достиг ребенок. В зависимости от этого берется короб соответствующий данному возрасту (1,3 или 1,9 или 2,0 или 2, 6 или 3,0). Далее выбирается линия развития, которую необходимо диагностировать. И, выбрав линию развития, например, «игра», следуя описанию проведения диагностики в методичке, предлагает ребенку выполнить задание, соответствующее эпикризному возрасту. Если ребенок не справляется с заданием данного возраста, педагог предлагает ребенку задание той же линии развития, но из предыдущего эпикризного возраста. Например, если ребенок не справился с заданием из линии развития «игра» на эпикризный возраст 2,0, то ему предлагают на этой же линии развития задание на возраст младше – то есть на 1,9. Если же ребенок очень легко справляется с заданием, ему можно предложить задание в той же линии развития, но на возраст выше. Так производиться диагностика линии развития и выставляется актуальный возраст развития по эпикризам в карту ребенка. Задача педагога отразить истинное развитие ребенка по этим линиям на данный эпикризный срок и поведение ребенка максимально реалистично. После заполнения всех линий развития, педагог-психолог определяет группу развития ребенка и пишет заключение и назначения.
рисунок 1
Предлагаем вариант заполнения карты нервно- психического развития предложен в книге А.Ю. Кремляковой «Психологическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ» (модификация бланка А.Ю. Кремлякова, Ю.В. Фенько)
Воспитатель подробно заполняет графу «поведение», т.к ежедневно следит за этим. С подробной информацией по заполнению этой графы рекомендуем ознакомиться в книге «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной, Л.Г. Голубевой. Графы «заключение» и «назначение» заполняет педагог- психолог.
По результатам диагностики педагогом – психологом формируются группы развития детей. Всего 5 групп развития. К I группе развития относятся дети у которых все показатели соответствуют возрасту. Ко II группе – имеющие задержку одного или несколько показателей на 1 эпикризный срок. К III группе относятся дети c задержкой развития на два эпикризных срока, к IVи V- на три и четыре эпикризных срока. Разделение на группы позволит осуществить дифференциальный подход в воспитании детей и своевременно скорректировать траекторию развития каждого ребёнка.
Практическое упражнение
Цель: выявить уровень психического развития «актуальных зон» развития и правильно заполнить карты нервно- психического развития.
Психолог. Ваша задача правильно определить эпикризные сроки по показателям и занести их в карты развития.
Катя 2,6 года
Линия развития
Сформированный навык
Понимание речи
Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребёнка многократно
Активная речь
Пользуется многословными предложениями; Задаёт вопросы Где? Куда?
Сенсорное развитие
Ориентируется в трёх контрастных цветах, подбирает по образцу парные предметы одного цвета
Игра и действие с предметами
Сюжетная игра (3 и более действий), элементы воображения
Движения
Перешагивает через палку, приподнятую над полом на высоте 28-30 см
Навыки
Ест довольно аккуратно; Умеет частично одевать одежду с помощью взрослого
Конструктивная деятельность
Воспроизводит постройки типа «стол», «стул», «ворота»
Изобразительная деятельность
Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии
Вася 2 года
Линия развития
Сформированный навык
Понимание речи
По слову взрослого отыскивает изображения знакомых действий
Активная речь
Пользуется словом в момент сильной заинтересованности
Сенсорное развитие
Ориентируется в трёх контрастных величинах предметов
Игра и действие с предметами
Использует в игре предметы заместители
Движения
Перешагивает через препятствия чередующимся шагом
Навыки
Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого
Конструктивная деятельность
Воспроизводит несложные постройки
Изобразительная деятельность
Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии
Упражнение «Я иду в детский сад» (Кремлякова А.Ю.)
Цель — прочувствовать эмоциональное состояние ребенка, пришедшего первый раз в детский сад.
Психолог. Снова закройте глаза. Представьте, что мама ведет вас первый раз в детский сад. Вы входите в ярко освещенную комнату, видите высокую тетю, незнакомых мальчиков и девочек. В комнате очень шумно. Рядом с высокой тетей стоит девочка, плачет и зовет маму. Тетя ласково зовет вас войти, вы оборачиваетесь, чтобы взять маму за руку... А мамы нет...
Что вы почувствовали в этот момент? О чем подумали?
Игра «Иди ко мне» (Кремлякова А.Ю.)
Психолог. Я — воспитатель. Я встречаю малыша, который пришел в детский сад. Здравствуй, Алиночка! (Ласково.) Иди ко мне, моя хорошая!
Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какая ко мне хорошая Алина пришла!»
Игра повторяется.
Психолог. Что вы почувствовали, когда воспитатель вас встретил?
Ответы участников.
Подведение итогов. Обратная связь.
Психолог подитоживает ответы воспитателей и делает выводы об особенностях проживания ребенком раннего возраста периода адаптации к ДОУ.
Библиографический список
1. Кремлякова А. Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. — 96 с. (Из опыта работы по программе «Детство»).
2. Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста: Современные проблемы и их решение в ДОО и семье. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 112 с. — (От рождения до трёх).
3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В.
Диагностика развития детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 80 с. (От рождения до трех).
4. Рабочий журнал воспитателя группы детей раннего возраста / Авт.-сост. К.Л. Печора, В.М. Сотникова, О.Г. Ширванова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 160 с.