НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гулида Т.М., Резникова Т.Н., Николаенко О.Н., Покидышева В.Н. Модель образовательного процесса при реализации ПМК «Мозайка» в дошкольной организации

Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf


В образовательном процессе ребенок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребенок творит себя и свою природу, свой мир.
Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребенка.
Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае -
помочь ребенку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребенок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определенными способами деятельности, с другой - педагог может решить собственно педагогические задачи.
Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребенок стремится познавать, преобразовать мир самостоятельно за счет возникающих инициатив.
Спектр привлекательных для ребенка видов деятельности в модели образовательного процесса представлен в виде цветных секторов:

 
Двигательная деятельность
 
Игровая деятельность
 
Трудовая деятельность
 
Познавательно-исследовательская деятельность
 
Предметная деятельность
 
Коммуникативная деятельность
 
Чтение художественной литературы
 
Продуктивная деятельность
 
Театрализованная деятельность
 
Музыкальная деятельность
 Все виды деятельности используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др.
Игровая деятельность должна пронизывать весь образовательный процесс, становиться образом жизни для ребенка.
Требования к развитию и поддержке игровой деятельности:
- избегать представления об игре как регламентируемом процессе «коллективной проработки знаний»;
- не подчинять игру дидактическим задачам;
- содействовать «проживанию» ребенком той или иной ситуации с позиции разных социальных ролей;
- предоставлять выбор игрового оборудования;
- способствовать отражению событий в игре;
- изучать и переносить семейный опыт различных видов игр (подвижных, настольных и др.) в группу;
- поддерживать и поощрять инициативу детей в организации игр;
- руководить игрой на основе предложенной детьми или выбранной роли.
Взрослым надо отучить себя от спешки: не стараться все сразу показывать и объяснять, скоротечно преподносить какой-то сюрпризный момент, шумовой эффект и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети прислушивались и сами догадывались, получали удовольствие от самостоятельного решения, придуманной игры, выполнения какого-либо задания.
Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной лично и социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребенка, в его эмоциональном развитии.
Структура события:
- подготовка к событию
- непосредственное событие (кульминация)
- отражение впечатлений о событии в продуктивной деятельности детей и общении.
Лента событий:
- события основные (календарные праздники Новый год, 23 февраля, 8 Марта и др,);
- события, произошедшие в стране, в мире (землетресение, крушение самолета и т.д);
- события региональные (праздники – даты области, мероприятия);
- муниципальные: сельские (праздник урожая, День села и т.п.);
- события учреждения (День рождения детского сада, День рождения педагога, экскурсии, постановки приглашенного театра и т.п.);
- события личностные (День рождения ребёнка, его близких, проведение отпуска, мероприятия выходного дня и т.п.).
Педагогические требования к организации образовательного процесса:
- доброжелательное партнерство, сотрудничество с ребенком и его семьей;
- вовлечение ребенка в разнообразную продуктивную деятельность;
- рациональное использование педагогического воздействия: решение образовательных задач путём «вплетения» развивающих приемов в реальные (режимные моменты, естественное общение с ребенком и его семьей) и специально моделируемые жизненные ситуации (организуемые педагогом игры, экскурсии, наблюдения, эксперименты);
- эмоционально-образное подкрепление получаемой информации (все, что получает эмоциональный отклик ребенка, ориентировано на его жизненный опыт, надолго остается в памяти);
- создание условий для выбора наиболее предпочтительных занятий (организация одновременно нескольких видов деятельности);
- организация разновозрастного общения (с возможностью организации семейных групп);
- соответствие формы одежды воспитателей (дресс-код) специфике работы с детьми дошкольного возраста, позволять принимать различное положение тела при взаимодействии с детьми (сесть, лечь на ковер, ползать, прыгать и т.п.).
Психологические требования к организации образовательного процесса:
- развитие базовых психических процессов: восприятия (зрительного, слухового, тактильного), мышления (наглядно-действенного, логического, абстрактного, креативного), памяти (зрительной, слуховой, двигательной), внимания (концентрации, переключаемости), речи, воображения;
- своевременное реагирование на возникающие проблемы, профилактика и ранняя коррекция нарушений;
- разъяснение родителям особенностей психического развития ребенка, повышение уровня психологической компетентности взрослых;
- проведение диагностики, не нарушающей комфортного состояния ребенка, с целью выработки конкретных рекомендаций по дальнейшему образованию ребенка.
Здоровьесберегающие требования к организации образовательного процесса:
- информированность педагогов о состоянии здоровья ребенка, владение способами распознавания болезненных состояний и оказания первой медицинской помощи;
- учет индивидуальных особенностей физического и психического развития детей при выборе педагогических подходов;
- гибкая режимная организация жизнедеятельности, обеспечение физиологически необходимой двигательной активности.
При организации образовательного процесса необходимо создавать благоприятные условия для разнообразной свободной самостоятельной деятельности детей, поощряя детское творчество, обогащая личный опыт детей.
Библиографический список
1.       Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика». Разработчики: Департамент образования и науки Тюменской области, Тюменский областной государственный институт развития регионального образования (ТОГИРРО). Рецензенты: Т.В. Волосовец, В.И. Загвязинский,Н.Г. Милованова, С.Н. Фокеева.
Сведения об авторах
Гулида Татьяна Михайловна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 108», Россия, г. Краснодар.
Резникова Татьяна Николаевна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 108», Россия, г. Краснодар.
Николаенко Оксана Николаевна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 108», Россия, г. Краснодар.
Покидышева Валентина Николаевна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 108», Россия, г. Краснодар.
2018