Исследовательская и проектная деятельность

Садовникова Н.Н., Горина И.М. Экономическое воспитание дошкольников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (13) https://f.almanah.su/13.pdf


В дошкольной педагогике вопросы экономическою воспитания дошкольников привлекают внимание многих исследователей и практических работников, но несмотря на это, проблема экономического воспитания нуждается в основательном изучении, особенно воспитание нравственно-экономических качеств личности дошкольника, которые определяют дальнейшую его жизнедеятельность в обществе.
В дошкольном учреждении в течение ряда лет реализуется авторская программа АД.Шатовой «Дошкольник и … экономика», которая направлена на усвоение старшими дошкольниками элементарных экономических знаний. Практика показала, что экономическое воспитание необходимо начинать уже с дошкольного возраста:
во-первых, это психологически подготавливает ребенка к реальной жизни, учит без страха ориентироваться в происходящем;
во-вторых, в процессе ознакомления с экономикой у детей формируются деловые качества личности и этические представления;
в-третьих, обеспечивается преемственность в обучении между детским садом и школой, детским садом и семьей.
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей, которые понимают значимость проблемы. Ведь именно в семье дети делают первые шаги в экономику, именно в семье они впервые познают взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги». Но анкетирование и индивидуальная беседы с родителями показывают, что не все семьи имеют возможность систематически заниматься воспитанием детей. Они, в основном, теоретически, признают необходимость и полезность экономического воспитания, обосновывая это требованиями времени, а на практике недостаточно приобщают детей к миру экономики.
Перед коллективом педагогов стал вопрос о расширении границ образовательного пространства. В связи с этим в дошкольном учреждении разработан проект «Дошкольник в мире экономики»,ориентированный на совершенствование системы работы и создание благоприятных психолого-педагогических условий для формирования у дошкольников основ экономической культуры.
Для достижения цели необходимо разработать комплексную интегрированную модель экономического воспитания и образования детей с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов и механизм реализации проектной идеи. Модель по созданию условий для экономического воспитания и образования будет осуществляться в следующей последовательности:
Нормативно-правовые, финансовые условия: разработка новых документов, регламентирующих деятельность детского сада;
кадровые: повышение квалификации педагогов через обучение на курсах в городе,
республике и за её пределами по данной проблеме;
материально-технические: создание центров экономики в старших дошкольных группах;
информационные: приобретение компьютерных программ и обучающих развивающих игр для детей по экономическому образованию;
программно-методические: освоение новых технологий, приобретение пособий, ди­дактических материалов; разработка интегрированного курса «Экономика, математика»; социальные: активное участие родителей, партнеров, заинтересованных лиц в совмест­ной работе детского сада, сотрудничество всех социальных институтов и рекламная дея­тельность ДОУ.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возмож­ности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разра­боток, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспита­тельно-образовательного процесса.
Большое внимание в ДОУ уделяется работе с родителями, сложилась система, позволяющая вовлекать их в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения. Для этого применяются различные формы: дни открытых дверей, спортивные праздни­ки, выставки, встречи со специалистами различного профиля, лектории. Проводятся ин­дивидуальные и групповые консультации. Систематически выявляется позиции педаго­гов и родителей по актуальным проблемам. Однако остается проблемой привлечение родителей к созданию совместных проектов. В связи с этим нужно построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах свих детей и стремились всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства через органи­зацию сотрудничества семьи и детского сада.
На наш взгляд, основные трудности возникают при реализации сотрудничества детского сада и семьи при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей.
Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные фор­мы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному уча­стию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется толь­ко по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере. В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детско­го сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет ро­дителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения иг­рает важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос создания педагогических условий экономического воспитания детей, поиска и осуществления использования новых технологий, нетрадиционных форм, а также использование ИКТ в экономическом воспитании дошкольников во взаимодействии дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых ак­туальных.
Нами задекларирована главная цель – совершенствование системы работы дошкольного образовательного учреждения по формировании у дошкольников основ экономической культуры.
Реализация проекта осуществляется через создание информационной среды, через обучение педагогов информационным технологиям, занятий с детьми с использованием ИКТ, через создание сайта МБДОУ «ЦРР - детский сад №134 "Жемчужинка" для родите­лей и общественности.
Задачи:
1. Создать условия для экономического образования детей дошкольного возраста в целостном образовательном пространстве как основы повышения качества дошкольного образования.
2.Разработать комплексную интегрированную модель экономического воспита­ния и образования детей, включающей в себя системообразующие звенья: со­держание работы с детьми, деятельность с родителями воспитанников, педаго­гические условия.
3. Профессионально совершенствовать педагогические кадры дошкольного обра­зовательного учреждения путем внедрения результатов научных исследований, передового педагогического опыта, курсов повышения квалификации.
4.Создать воспитывающую среду, направленную на формирование таких нрав­ственно-экономических качеств личности, как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обще­стве
5. Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения.
6.Создать банк компьютерных обучающих программ по экономическому образо­ванию, дидактических и методических материалов по использованию информа­ционных технологий в работе ДОУ.
7. Разработать мониторинг отслеживания деятельности дошкольного учреждения и семьи по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста.
8. Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ.
9. Популяризировать деятельность МБДОУ среди населения города, республики.
Поэтапный план реализации проекта.
Организационный:
-разработка нормативно- правовой базы;
-создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по проекту;
- разработка комплексной интегрированной модели экономического воспитания и образования детей, включающая в себя системообразующие звенья: содержание работы с детьми, деятельность с родителями воспитанников, педагогические условия и механизм ее реализации;
- разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно – образовательном процессе ДОУ.
Внедренческий:
- использование в образовательном процессе современные образовательные технологии ( в т.ч. игровые, коммуникативные);
- подготовка педагогических кадров к новой образовательной практике;
- выстраивание сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами, через ИКТ;
- обновление и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
- совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей;
- обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы ДОУ перед родителями и общественностью.
Результативный:
- анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов;
- обобщение опыта работы педагогов;
- трансляция педагогического опыта на городских и республиканских мероприятиях;
- разработать программу действий ДОУ на следующий период реализации проекта с учетом полученных результатов.
Ожидаемые результаты:
1.       Разработка комплексной интегрированной модели экономического воспитания и об­разования детей и механизм ее реализации.
2.       Употребление в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия.
3.       Знание современных профессий, содержание их деятельности (н-р: программист, фермер, дизайнер и др.).
4.       Интерес к экономической деятельности взрослых.
5.       Активизация познавательной деятельности детей, увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению.
6.       Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ по эко­номическому воспитанию детей дошкольного возраста,
7.       Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и дру­гих специалистов, для создания единой информационной среды.
8.       Создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно - коммуникативных технологий.
9.       Создание имиджа дошкольного образовательного учреждения в муниципальной и региональной образовательных системах.
В результате реализации проекта ка­чественно изменится работа педагогов, которые смогут эффективно решать за­дачи воспитания и обучения детей до­школьного возраста и во взаимодей­ствии детского сада и семьи.
Библиографический список:
1. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е.А. Курака. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - С.58.
2. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок [Текст]: Методическое пособие/ А.А. Смоленцова. - М.: АРКТИ, 2006. - 88с.
3. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана – Граф», 2015.48с.
4. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России. 2005.256с.


2018