В дошкольной педагогике вопросы экономическою воспитания дошкольников привлекают внимание многих исследователей и практических работников, но несмотря на это, проблема экономического воспитания нуждается в основательном изучении, особенно воспитание нравственно-экономических качеств личности дошкольника, которые определяют дальнейшую его жизнедеятельность в обществе. В дошкольном учреждении в течение ряда лет реализуется авторская программа АД.Шатовой «Дошкольник и … экономика», которая направлена на усвоение старшими дошкольниками элементарных экономических знаний. Практика показала, что экономическое воспитание необходимо начинать уже с дошкольного возраста: во-первых, это психологически подготавливает ребенка к реальной жизни, учит без страха ориентироваться в происходящем; во-вторых, в процессе ознакомления с экономикой у детей формируются деловые качества личности и этические представления; в-третьих, обеспечивается преемственность в обучении между детским садом и школой, детским садом и семьей. Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей, которые понимают значимость проблемы. Ведь именно в семье дети делают первые шаги в экономику, именно в семье они впервые познают взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги». Но анкетирование и индивидуальная беседы с родителями показывают, что не все семьи имеют возможность систематически заниматься воспитанием детей. Они, в основном, теоретически, признают необходимость и полезность экономического воспитания, обосновывая это требованиями времени, а на практике недостаточно приобщают детей к миру экономики. Перед коллективом педагогов стал вопрос о расширении границ образовательного пространства. В связи с этим в дошкольном учреждении разработан проект «Дошкольник в мире экономики»,ориентированный на совершенствование системы работы и создание благоприятных психолого-педагогических условий для формирования у дошкольников основ экономической культуры. Для достижения цели необходимо разработать комплексную интегрированную модель экономического воспитания и образования детей с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов и механизм реализации проектной идеи. Модель по созданию условий для экономического воспитания и образования будет осуществляться в следующей последовательности: Нормативно-правовые, финансовые условия: разработка новых документов, регламентирующих деятельность детского сада; кадровые: повышение квалификации педагогов через обучение на курсах в городе, республике и за её пределами по данной проблеме; материально-технические: создание центров экономики в старших дошкольных группах; информационные: приобретение компьютерных программ и обучающих развивающих игр для детей по экономическому образованию; программно-методические: освоение новых технологий, приобретение пособий, дидактических материалов; разработка интегрированного курса «Экономика, математика»; социальные: активное участие родителей, партнеров, заинтересованных лиц в совместной работе детского сада, сотрудничество всех социальных институтови рекламная деятельность ДОУ. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Большое внимание в ДОУ уделяется работе с родителями, сложилась система, позволяющая вовлекать их в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения. Для этого применяются различные формы: дни открытых дверей, спортивные праздники, выставки, встречи со специалистами различного профиля, лектории. Проводятся индивидуальные и групповые консультации. Систематически выявляется позиции педагогов и родителей по актуальным проблемам. Однако остается проблемойпривлечение родителей к созданию совместных проектов. В связи с этим нужно построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах свих детей и стремились всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада. На наш взгляд, основные трудности возникают при реализации сотрудничества детского сада и семьи при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере. В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос создания педагогических условий экономического воспитания детей, поиска и осуществления использования новых технологий, нетрадиционных форм, а также использование ИКТ в экономическом воспитании дошкольников во взаимодействии дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Нами задекларирована главная цель – совершенствование системы работы дошкольного образовательного учреждения по формировании у дошкольников основ экономической культуры. Реализация проекта осуществляется через создание информационной среды, через обучение педагогов информационным технологиям, занятий с детьми с использованием ИКТ,через создание сайта МБДОУ «ЦРР - детский сад №134 "Жемчужинка" для родителей и общественности. Задачи: 1. Создать условия для экономического образования детей дошкольного возраста в целостном образовательном пространстве как основы повышения качества дошкольного образования. 2.Разработать комплексную интегрированную модель экономического воспитания и образования детей, включающей в себя системообразующие звенья: содержание работы с детьми, деятельность с родителями воспитанников, педагогические условия. 3. Профессионально совершенствовать педагогические кадры дошкольного образовательного учреждения путем внедрения результатов научных исследований, передового педагогического опыта, курсов повышения квалификации. 4.Создать воспитывающую среду, направленную на формирование таких нравственно-экономических качеств личности, как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обществе 5. Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения. 6.Создать банк компьютерных обучающих программ по экономическому образованию, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ. 7. Разработать мониторинг отслеживания деятельности дошкольного учреждения и семьи по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста. 8. Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ. 9. Популяризировать деятельность МБДОУ среди населения города, республики. Поэтапный план реализации проекта. Организационный: -разработка нормативно- правовой базы; -создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по проекту; - разработка комплексной интегрированной модели экономического воспитания и образования детей, включающая в себя системообразующие звенья: содержание работы с детьми, деятельность с родителями воспитанников, педагогические условия и механизм ее реализации; - разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно – образовательном процессе ДОУ. Внедренческий: - использование в образовательном процессе современные образовательные технологии ( в т.ч. игровые, коммуникативные); - подготовка педагогических кадров к новой образовательной практике; - выстраивание сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами, через ИКТ; - обновление и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ; - совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей; - обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы ДОУ перед родителями и общественностью. Результативный: - анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов; - обобщение опыта работы педагогов; - трансляция педагогического опыта на городских и республиканских мероприятиях; - разработать программу действий ДОУ на следующий период реализации проекта с учетом полученных результатов. Ожидаемые результаты: 1. Разработка комплексной интегрированной модели экономического воспитания и образования детей и механизм ее реализации. 2. Употребление в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия. 3. Знание современных профессий, содержание их деятельности (н-р: программист, фермер, дизайнер и др.). 4. Интерес к экономической деятельности взрослых. 5. Активизация познавательной деятельности детей, увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению. 6. Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста, 7. Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов, для создания единой информационной среды. 8. Создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно - коммуникативных технологий. 9. Создание имиджа дошкольного образовательного учреждения в муниципальной и региональной образовательных системах. В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов, которые смогут эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста и во взаимодействии детского сада и семьи. Библиографический список: 1. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е.А. Курака. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - С.58. 2. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок [Текст]: Методическое пособие/ А.А. Смоленцова. - М.: АРКТИ, 2006. - 88с. 3. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана – Граф», 2015.48с. 4. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России. 2005.256с.