Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Филатова Н.А. Методическая разработка современного урока по английскому языку для начальной школы в рамках ФГОС

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Если у Вас (учителя английского языка)

в начальной школе сухая спина после

урока, значит, смело ставьте себе «2».

Как показывают результаты опросов, проведенные среди учащихся среднеобразовательных школ, английский язык присутствует в списке любимых предметов, и стоит, как правило, на одном из первых мест. Несомненно, любовь к предмету – это заслуга учителей английского языка, которые поддерживают постоянный интерес к предмету при помощи различных новых методик и средств обучения.
Урок — это основная организационная форма обучения в школе. У современного учителя всего 45 минут для реализации основной функции урока – коммуникативной. Несомненно, для успешного проведения занятия необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и их индивидуальные способности. Частая смена видов учебной деятельности, от четырех до семи, обеспечит поддержку внимания на всем протяжении занятия.
Далее приведем структуру повседневного урока, от которого дети будут в восторге. Дети при такой работе постоянно вовлечены в процесс, нет свободного времени, а главное постоянно сменяющиеся виды деятельности. Важное условие - заранее обговорить с учащимися, в какой последовательности будут стоять фрагменты уроков. Весь учебный материал можно условно разделить на несколько частей, соотнеся их с учебными дисциплинами. Это могут быть фрагменты урока математики, чтения, письма, ИЗО, музыки и физкультуры.
1.       Приветствие + орг. момент: В силу психофизиологических особенностей дети младшего школьного возраста после перемены или динамической паузы с трудом возвращаются в рабочее состояние. Необходимо использование особых приемов, которые помогли бы в организации детей на последующую работу. Это может быть: приветствие по цепочке с обязательным произнесением имени ученика к которому обращается говорящий; рифмованная песенка-приветствие или песенка по изученной прежде теме в стиле джаз-чант; любое короткое стихотворение на английском языке. Важно использовать один прием длительное время, чтобы он превратился в ритуал, своеобразную медитацию, которая позволяет ребенку успокоиться и перейти в рабочее состояние. (2 минуты);
2.       «Урок чтения»: в данный фрагмент урока можно отнести такие упражнения, как: Прочтите буквы; Составьте слова из следующих букв; Выберите слова, которые читаются по правилу (не по правилу); Впишите в слова недостающие буквы; Запишите под диктовку слова по буквам и прочитайте эти слова вслух; Чтение по ролям; Чтение до первой ошибки.; Соедините букву и звук; Чтение за диктором. Так же можно сделать ритуалом заучивание английских пословиц или же каждый урок учитель сообщает какой-нибудь один интересный факт о странах изучаемого языка. (10 минут);
3.       «Урок физкультуры»: Каждому человеку во время умственного напряжения хочется отдохнуть. К сожалению, многие учителя пренебрегают этим элементом. Тем самым, они пытаются дать детям больше материала. И делают они это зря. Когда мозг ребенка перегружен, ему ничего в голову не «запихнешь». Помимо этого, можно нанести вред здоровью. А ведь необходимо не ухудшать его, а сохранять. Поэтому крайне важно включать физминутки на уроках английского языка. (1 минута);
4.       « Урок письма»: на данном этапе дети выполняют различные упражнения на отработку навыков письма. Это могут быть прописи, а так же грамматические упражнения. (10 минут);
5.       «Урок ИЗО»: Одно дело – просто повторять слова и выражения за учителем или читать их один за другим в учебнике, и совсем другое – когда эти слова сопровождаются яркими и понятными для ребенка изображениями. Поэтому на занятии обязательно стоит использовать карточки, плакаты, карты и другую наглядность. В процессе рисования ребенок получит позитивные эмоции, что будет повышать его мотивацию к изучению языка; будем тренировать навыки понимания английской речи на слух; повторим цвета на английском языке; в процессе рисования будут развиваться фантазия и мелкая моторика рук, которая очень важна для развития речи в целом. (5 минут);
6.       «Урок математики»: отдельно и целесообразно вывести в этот фрагмент счет, математические примеры. Это будет своеобразным «мозговым штурмом», что однозначно способствует отработке темы «числительные». (3 минуты);
7.       «Урок музыки»: Дети развивают и углубляют свои знания английского по многим лексическим темам в процессе работы над стихами. Учитывая возрастные особенности младших школьников, их увлечённость рифмовками, играми, необходимо использовать этот материал в повседневной работе на уроках.
8.       Проверка домашнего задания. (7 минут) Для многих педагогов актуальным является вопрос, как избежать однообразия при проверке домашнего задания в начальных классах. Для младших школьников особенно актуальна и эффективна игровая форма проверки усвоенных знаний. Можно использовать для проверки метод «online control», когда учитель прошел и просмотрел наличие и качество выполнения домашнего задания, поставив отметку Ch.up (7 минут);
9.       Подведение итогов, выставление оценок и обсуждение домашнего задания на следующий урок. (2 минуты)
Как удержать внимание учеников и обеспечить их участие в уроке?
-Перемещайтесь по классу, оставаясь при этом в пределах видимости, не используйте стул, дабы отдохнуть. В начальной школе это категорически запрещено.
-При любой возможности учите тематически — позволяя высказывать идеи, концепции, устанавливать связи.
-Объясняйте материал живо и энергично.
-Готовьтесь заранее и избегайте задержек, когда даете указания.
-Пользуйтесь вызывающими интерес материалами, рисунками, диаграммами, предметами.
-Сократите время, в течение которого говорит только учитель. Приложите все усилия к тому, чтобы увеличить количество ученических ответов (они должны говорить или делать что-то, используя изучаемый материал).
-Структурируйте урок так, чтобы его можно было проводить, работая в парах или малых группах для максимального участия ученика и повышения внимания.
-Меняйте способы вызывать учеников, чтобы избежать вызова по одному.
Вместо этого пусть они «рассказывают соседу по парте», записывают или рисуют ответы, или отвечают еще каким-то альтернативным способом.
Часто требуйте группового или хорового ответа, если существует только один правильный и короткий ответ. Когда объясняете, часто останавливайтесь и требуйте, чтобы ученики повторили за вами одно-два слова.
-Правильно структурируйте учебные группы (например, распределение ролей, отчетность). Это НЕ ПРОСТО групповая работа.
-Пользуйтесь мотивирующими компьютерными программами для отработки конкретных навыков и упражнений (это программы, которые часто реагируют на действия ученика и позволяют ему исправлять ошибки самостоятельно).
-Подготовьте материалы с частичным изложением урока и предложите ученикам заполнить пробелы во время урока/объяснения материала.
В обучении иностранному языку младших школьников за последние годы произошли большие изменения. Процесс «учить» будет не эффективным, если в нём отсутствует эле­мент «учиться». Знание психологических особенностей младших школь­ников является залогом успешного обучения их иностранному языку. Опыт работы с младшими школьниками позволяет утверждать: главное – не то, чтобы дети как можно раньше начали говорить на иностранном языке, а чтобы они захотели это делать.
Таким образом, мы видим, что современный урок будет результативным, если:
-На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.
-Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся и их мотивацию к учебной деятельности.
-Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
-Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.
-Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.
-Учитель обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.
-Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие успехи.
-На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками.
Так что же такое современный урок в рамках ФГОС? Ответов много. Современный урок - это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность в новых знаниях, открытиях.
Во все времена важным для детей остается поддержка учителя, его помощь и одобрение. Живое и доброе общение с учителем – вот что остается в сердцах детей. Современный урок должен быть интересным, познавательным, добрым, таким, чтобы ребенок шел на него с удовольствием, а не считал каждую минуту до его конца. Подводя итог вышеизложенному, считаю уместным процитировать Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
nadezhdaphil@mail.ru, +7 (963)101-33-73

2018