Актуальные вопросы начального общего образования

Чугуевец Я.А. Роль учителя в становлении межличностных отношений учащихся начальной школы


Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf

Ключевые слова: межличностные отношения, авторитет учителя.
Поступление ребёнка в школу и начало его учебной деятельности сопровождаться формированием различных умений и навыков, а также таким процессом как межличностное взаимодействие с одноклассниками и, разумеется, с учителем. Всё чаще эмоциональное развитие детей бывает нарушено, а их поведение становится трудным, а порой и девиантным. Через процесс общения учитель управляет поведением и деятельностью учеников, оценивает их работу, помогает преодолевать трудности, которые касаются не только образовательного процесса, но и эмоционального состояния ученика.
Именно в младшем школьном возрасте у ребёнка начинает формироваться его представление о самом себе и то, как его воспринимают другие люди. В период адаптации к школе восприятие окружающих его людей стоит на втором месте, всё внимание уходит на то обилие впечатлений, которое несёт школа и обязанности, пришедшие с новым статусом ученика. В начальной школе у ребёнка проявляется наибольшая активность в области овладения навыками общения и установления дружеских контактов, это происходит от наличия нарабатывания понимания в социальном взаимодействии со сверстниками и умение заводить друзей, а это основные задачи данного возраста. Исходя из того что мнение педагога является наиболее значимым для младшего школьника, то именно он играет решающую роль в том как будет проходить процесс межличностного взаимодействия между учениками.
Д.Б. Эльконин утверждал: «Авторитет учителя - предпосылка формирования нравственных качеств младшего школьника». Ребёнок очень чувствителен к тому, как учитель проявляет отношение к детям, если он наблюдает что у учителя есть «любимчики», то авторитет учителя падает, если учитель по отношению к правилу допускает лояльность, то правило разрушается изнутри и теряет значимость для школьника. Положительное функционирование системы «Учитель-ученик» позволяет учащимся чувствоваться себя более защищёнными в эмоциональном плане, находясь в школьной образовательной среде, что даёт благоприятные условия для развития и совершенствования массы социальных качеств. Под действием ситуаций проектируемых учителем, ребенок может, как гармонично существовать в классе, так и статьи «изгоем». Поскольку вина учителя в существовании данного явления очень весома. Он может вольно либо невольно отталкивать ребёнка, привлекая к этому внимание других детей, для которых действия учителя считаются наиболее правильными и образцовыми, тем самым усиливая изоляцию ребёнка в социальной группе. Рассогласованность межличностных отношений учителя и учащегося значительно повреждает психику, а так же негативно влияет на само обучение в целом. Объяснить появление отчуждения со стороны других учеников можно и тем, что зачастую педагоги имеют тенденцию захваливать наиболее активных учеников, ставить их в пример для подражания всему классу в этот момент и возникают так называемые «любимчики». В результате чего начинает формироваться более явная связь «Я и учитель», а не «я и одноклассники», что весьма значительно ослабляет саму значимость межличностных отношений. Вместе с тем учитель способен сыграть решающую роль в противоположной ситуации, в которой присутствует необходимость исключить отчуждённость и само явление «изгой». Но, разумеется, действия учителя во всех случаях должны рассчитываться индивидуально для каждой ситуации, рассматривая, главным образом, все её особенности и личностные характеристики ученика.
Наиболее целостное изучение межличностных отношений было представлено в теории отношений В.Н. Мясищева. Он трактует определение отношения, как «… целостной системы индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности»[1]. Исходя, из данного определения можно сделать вывод, что межличностные отношения это некое отражение людьми друг друга представляющее их внутренне состояние. Взаимоотношения в группе младших школьников во многом определяются учителем посредством организации учебного процесса и их взаимоотношений в нём. Здесь младшие школьники сотрудничают друг с другом, прежде всего как представители определенной социальной общности–учащиеся. На характер их межличностных взаимоотношений особое влияние оказывает учитель, его оценка, обозначенные в коллективе нормы и правила общения, гуманные ценности[2]
Взаимодействие учителя и учеников и его влияние на межличностное взаимоотношение младших школьников происходит так же и через внеурочную деятельность. По мнению Митросенко С.В.: «Направление духовно-нравственного развития и воспитания, реализуемого во внеурочной деятельности, предполагает формирование нравственных установок учащихся не только в отношении разума (знания учащихся о хорошем и плохом, о нравственных понятиях и др.). Данное направление также формирует мотивы, затрагивает чувства и эмоции младшего школьника, отражает его поведение, отношение к окружающим, к самому себе…»[3]. Поэтому можно сказать, что верно выбранные учителем направления внеурочной деятельности, накладывают свой отпечаток на становление межличностных взаимоотношений младших школьников, а посредством концентрации внимания именно на духовно-нравственном направление можно изменять поведение младшего школьника и его отношение к окружающим, так как наиболее тесное взаимодействие между учениками возможно именно во время данного процесса.
Делая вывод можно сказать, что роль учителя в формировании межличностных взаимоотношений очень важна. Он как никто другой влияет на весь жизненный путь человека, на наличие необходимых для жизни в обществе черт характера и линии поведения. Благодаря его участию учащиеся способны: достичь успеха в той деятельности, которая вызывает затруднения, чувствовать себя более уверенно находясь в центре внимания, находить общий язык со сверстниками, научиться дружить и принимать чужое мнение, тактично относиться к чужим недостаткам и адекватно воспринимать критику. В младшем школьном возрасте каждый ученик смотрит на мир глазами учителя и от того как он будет направлять свой взгляд будет зависть не только появлении грамотных, воспитанный, социализированных людей но и существование гармоничной и эффективной среды обучения.
Список используемых источников:
1.       Мясищев В.Н. Психология отношений. – М. – Воронеж: Издательство МПО «МОДЭК», 1998 (серия «Психология отечества»).
2.       Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. Смирнова С.А.. 4–е изд., испр. – М.:2000. - 512 с.
3.       Митросенко С.В. Формирование нравственных установок у младших школьников/ 2016.
2019