Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Тихонова И.А. Развитие мышления у обучающихся с интеллектуальными нарушениями путём коррекционно-развивающих упражнений на уроках географии

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


Познавательное развитие у детей с интеллектуальными нарушениями — одно из важнейших составляющих в системе коррекционно-образовательной работы с такими детьми. Нарушение познавательной деятельности у детей c нарушением интеллекта является «ядерным», основным в сложной структуре дефекта. Поэтому познавательное развитие заключается в формировании у ребенка разных способов мыслительной деятельности.
В непосредственную образовательную деятельность включаются задания, направленные на формирование операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и классификации.
Анализ – это мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Коррекционные упражнения: прочитай слова, определи одно лишнее и вычеркни его.
1)       Черепаха, верблюд, лось, варан, тушканчик;
2)       Кавказ, Урал, Саяны, Кордильеры, Алтай;
3)       Баренцево, Ладожское, Чукотское, Белое, Карское;
4)       Африка, Австралия, Гренландия, Евразия, Антарктида;
5)       Сахара, тундра, тайга, степь, пустыня.
Под синтезом понимается мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое.
Коррекционные упражнения: прочитай, обобщи и продолжи цепочку слов.
1)       Чертополох, мятлик, полынь, _______________.
2)       Ель, кедр, пихта, _______________.
3)       Кавказ, Алтай, Саяны, _____________.
4)       Морж, тюлень, нарвал, ________________.
5)       Россия, Украина, Молдавия, _______________.
Анализ и синтез – взаимосвязанные процессы. Анализ всегда предполагает синтез, так как опирается на соотношение с другими свойствами объектов. Всякое сопоставление или соотнесение является синтезом.
Коррекционные упражнения:
1)       Учитель называет или показывает предмет по определенной теме, ученики находят на своих карточках части этого предмета, называют их или наоборот, учитель называет части объекта или предмета, а ученики называют этот объект. Например, по теме «Тундра» в 7 классе, учитель называет растения или животных данной природной зоны, а ученики должны определить, о чем идёт речь.
2)       Соотнеси и соедини стрелкой определения.

Безлесные равнинные пространства, покрытые травянистой растительностью.

Ряды деревьев, которые сажают в степях вокруг полей.

Земли, которые были распаханы и засеяны в степях.



Целинные земли

Степи

Полезащитные полосы




Сравнение – установление сходства и различия между предметами, явлениями или какими – либо признаками.
Коррекционные упражнения:
1)       В качестве игрового момента, чтобы избежать однообразия, можно использовать соревнование, какой ряд наберет больше общих или различных черт при сравнении двух объектов по теме «Водоемы».
2)       Сравни ель и сосну.

сходства

различия

Это…
Они …
У них …

Ель …, а сосна …
Еловые …, а сосновые …
У ели …, а у сосны …

Выбери из предложений сходства и различия. Запиши в таблицу.
1.       Хвойное дерево.
2.       Светолюбивое дерево.
3.       Теневыносливое дерево.
4.       Холодостойкое дерево.
5.       Высота дерева до 40 метров.
6.       Растёт в сухих местах.
7.       Для своего роста требует много влаги.
8.       Леса тёмные и влажные.
9.       Леса сухие.
10.   Хвоинки короткие, жёсткие, колючие.
11.   Хвоинки расположены на ветке поодиночке.
12.   Хвоинки длинные, мягкие.
13.   Хвоинки расположены пучками.
14.   Ствол покрыт тёмно-бурой корой.
15.   Ствол покрыт оранжево-бурой корой.
16.   Семена созревают в шишках.
17.   Шишки короткие, каплевидные.
18.   Шишки удлинённые.
19.   Не имеет цветков, не образует плодов.
20.Имеет ценную древесину.
Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений, по каким – либо существенным свойствам.
Коррекционные упражнения: прочитай слова, обобщи и дай определение, что это.
1)       Волга, Дон, Лена, Енисей, Ока – это …
2)       Волгоград, Новосибирск, Москва, Ярославль, Мурманск – это …
3)       Африка, Австралия, Антарктида, Евразия, Северная Америка – это …
4)       Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый – это …
5)       Равнина, низменность, горы, овраг, холм – это …
Абстракция состоит в вычленении, каких – либо сторон объекта при отвлечении от остальных. Таким путем выделяются форма, цвет, величина, движение и другие свойства предметов.
Коррекционные упражнения:
1)       Узнай по описанию, о какой природной зоне идёт речь.
Это было некое подобие тропинки, по обе стороны которой была сухая выгоревшая колючка. Барханы поднимались всё выше. На вершине крутого склона рос саксаул. Солнце просвечивало сквозь него.
2)       По теме «Животные » проводится игра «Найди свой класс». Учитель вывешивает табличку с названием природной зоны (например «Лесная зона») и раздает картинки с животными разных природных зон. Ученики с животными данной природной зоны должны выйти к доске. Далее составляется загадка об одном из животных данной группы, причем каждый должен назвать какой-то признак, характеризующий это животное (части тела, действия, место обитания, и так далее).
Использование на уроках географии данных упражнений будет способствовать коррекции и дальнейшему развитию мышления школьников, что и является основой формирования мыслительных учебных умений и навыков.
Библиографический список:
1.       Гильмушарифова Л. В. Формирование мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта. Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 145-149.
2.       Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии. 6 класс: пособие для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Т.М.Лифанова – М.: Просвещение, 2004.
3.       Рабочая тетрадь по физической географии. 7 класс: пособие для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Т.М.Лифанова – М.: Просвещение, 2005.
4.       Рабочая тетрадь по географии материков и океанов. 8 класс: пособие для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Т.М.Лифанова – М.: Просвещение, 2005.
5.       Рабочая тетрадь по географии материков и океанов. Государства Евразии. 9 класс: пособие для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Т.М.Лифанова – М.: Просвещение, 2006.
2019