Библиографическое описание:
Кулакова О.В. Поиск, отбор, создание и использование ЭОР педагогом в контексте требований ФГОС (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/73-1.pdf.
Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности и есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им учебных заданий с использованием возможностей Интернет приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшает качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, способствует повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала.
Если сравнить деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, можно увидеть, что она, если не меняется, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение учащимися определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные технологии следует использовать в учебном процессе. Наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.
ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся, соответственно важным условием реализации основной образовательной программы является требование наличия информационной образовательной среды.
На протяжении последних 2 лет я занимаюсь активным включением средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавание географии в школе. Они помогают мне решать задачи повышения доступности, качества образования; усиления дифференциации и индивидуализации обучения. Одним из ключевых компонентов информационно-коммуникационных технологий являются электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП), которые появились в Интернет в конце 2006года и, на сегодняшний день уже обеспечивают достаточно широкие возможности применения для учителя и ученика. Содержание ЭОР представлено не только и не столько текстографическим учебным продуктом (не всегда обеспечивающим решение задач, ставящихся перед современным образованием), но и высокотехнологичным интерактивным мультимедийных продуктом, максимально ориентированным, как на учет индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ученика, так и удовлетворение информационно-образовательных потребностей всех субъектов целостного образовательного процесса.
На уроках географии в 6-9 -х классах я использую ЭОР нового поколения в следующих направлениях учебного процесса:
1. Для проведения традиционных уроков (повышение наглядности излагаемого учебного материала, создание проблемных ситуаций; демонстрации примеров образцов практических действий, подготовка к выполнению практических и контрольных работ и т.д.).
2. Для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся с целью индивидуализации обучения.
3. Организации групповой работы на уроке.
4. Для организации контроля и самоконтроля учащихся на уроке.
5. Для реализации инновационных педагогических технологий, как основу для перехода к новым нетрадиционным моделям обучения.
Целями данного учебного модуля являются следующие:
1. Образовательная: познакомить с исследованиями Тихого океана через самостоятельный поиск, обработку информационных ресурсов и создание коллективного творческого продукта средствами ЭОР НП.
2. Развивающая: расширить представления учащихся о географических путешествиях на примере исследований Тихого океана, продолжить развитие умений работать с компьютером, Интернет, приложением PowerPoint.
3. Воспитывающая: пробудить интерес к путешествиям, романтике дальних плаваний, гордость за вклад русских моряков и учёных в исследование мирового океана.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно на моем уроке, я должна непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня.
Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности и есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им учебных заданий с использованием возможностей Интернет приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Один из самых востребованных способов использования ЭОР, когда электронное пособие применяется непосредственно при объяснении нового материала или закреплении уже пройденного, а также могут быть полезны при подготовке раздаточного материала, подготовка которого почти всегда является для учителя достаточно трудоемким процессом. В таком режиме работы полезно использование в качестве ЦОР анимационных и видеофрагментов, проигрывание звуковых файлов.
Следует отметить большие возможности выполнения учащимися самостоятельной работы с ЭОР. Такая работа может быть осуществлена при подготовке учениками домашних заданий, зачетов, материалы ЭОР, а именно ЦОР, входящие в их состав, могут быть востребованы при выполнении заданий по методу проектов. Здесь могут оказаться полезными все материалы учебного комплекса: анимация, видео, звуковое сопровождение, интерактивные компоненты, рисунки, таблицы, графики, диаграммы и даже простые тексты. Необходимо отметить, что при таком методе использования ЭОР и ЦОР у учащихся возникает больший интерес к предмету и выбранной тематике, появляется возможность почувствовать себя молодыми исследователями в данной области.
ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя. Учитель был и остается человеком творческим, находящимся в постоянном поиске. Именно поэтому, сейчас активно развиваются сетевые профессиональные сообщества, функционируют официальные сайты образовательных учреждений, появляются персональные сайты и блоги преподавателей.
Таким образом, средства ЭОР позволяют ставить перед ребенком и помогают ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения и ключевые компетенции у учащихся (умения получать знания самостоятельно, находить, обрабатывать и использовать полученную информацию).
Кулакова О.В. Поиск, отбор, создание и использование ЭОР педагогом в контексте требований ФГОС (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/73-1.pdf.
Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности и есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им учебных заданий с использованием возможностей Интернет приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшает качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, способствует повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала.
Если сравнить деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, можно увидеть, что она, если не меняется, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение учащимися определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные технологии следует использовать в учебном процессе. Наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.
ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся, соответственно важным условием реализации основной образовательной программы является требование наличия информационной образовательной среды.
На протяжении последних 2 лет я занимаюсь активным включением средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавание географии в школе. Они помогают мне решать задачи повышения доступности, качества образования; усиления дифференциации и индивидуализации обучения. Одним из ключевых компонентов информационно-коммуникационных технологий являются электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП), которые появились в Интернет в конце 2006года и, на сегодняшний день уже обеспечивают достаточно широкие возможности применения для учителя и ученика. Содержание ЭОР представлено не только и не столько текстографическим учебным продуктом (не всегда обеспечивающим решение задач, ставящихся перед современным образованием), но и высокотехнологичным интерактивным мультимедийных продуктом, максимально ориентированным, как на учет индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ученика, так и удовлетворение информационно-образовательных потребностей всех субъектов целостного образовательного процесса.
На уроках географии в 6-9 -х классах я использую ЭОР нового поколения в следующих направлениях учебного процесса:
1. Для проведения традиционных уроков (повышение наглядности излагаемого учебного материала, создание проблемных ситуаций; демонстрации примеров образцов практических действий, подготовка к выполнению практических и контрольных работ и т.д.).
2. Для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся с целью индивидуализации обучения.
3. Организации групповой работы на уроке.
4. Для организации контроля и самоконтроля учащихся на уроке.
5. Для реализации инновационных педагогических технологий, как основу для перехода к новым нетрадиционным моделям обучения.
Целями данного учебного модуля являются следующие:
1. Образовательная: познакомить с исследованиями Тихого океана через самостоятельный поиск, обработку информационных ресурсов и создание коллективного творческого продукта средствами ЭОР НП.
2. Развивающая: расширить представления учащихся о географических путешествиях на примере исследований Тихого океана, продолжить развитие умений работать с компьютером, Интернет, приложением PowerPoint.
3. Воспитывающая: пробудить интерес к путешествиям, романтике дальних плаваний, гордость за вклад русских моряков и учёных в исследование мирового океана.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно на моем уроке, я должна непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня.
Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности и есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им учебных заданий с использованием возможностей Интернет приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Один из самых востребованных способов использования ЭОР, когда электронное пособие применяется непосредственно при объяснении нового материала или закреплении уже пройденного, а также могут быть полезны при подготовке раздаточного материала, подготовка которого почти всегда является для учителя достаточно трудоемким процессом. В таком режиме работы полезно использование в качестве ЦОР анимационных и видеофрагментов, проигрывание звуковых файлов.
Следует отметить большие возможности выполнения учащимися самостоятельной работы с ЭОР. Такая работа может быть осуществлена при подготовке учениками домашних заданий, зачетов, материалы ЭОР, а именно ЦОР, входящие в их состав, могут быть востребованы при выполнении заданий по методу проектов. Здесь могут оказаться полезными все материалы учебного комплекса: анимация, видео, звуковое сопровождение, интерактивные компоненты, рисунки, таблицы, графики, диаграммы и даже простые тексты. Необходимо отметить, что при таком методе использования ЭОР и ЦОР у учащихся возникает больший интерес к предмету и выбранной тематике, появляется возможность почувствовать себя молодыми исследователями в данной области.
ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя. Учитель был и остается человеком творческим, находящимся в постоянном поиске. Именно поэтому, сейчас активно развиваются сетевые профессиональные сообщества, функционируют официальные сайты образовательных учреждений, появляются персональные сайты и блоги преподавателей.
Таким образом, средства ЭОР позволяют ставить перед ребенком и помогают ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения и ключевые компетенции у учащихся (умения получать знания самостоятельно, находить, обрабатывать и использовать полученную информацию).