НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Козлов М.А. Технология проблемного обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


Сегодня в значительной степени изменились требования к образованному человеку: ему невозможно знать всё, но очень важно научиться применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях. В современных условиях жизни актуальным становится «формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья не только в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях».
По моему мнению наиболее эффективным средством формирования мировоззрения, критического, творческого и диалектического мышления детей при их обучении является проблемная ситуация, как основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждаются мысль и познавательная потребность учащихся, активизируется мышление. Особое место в данном случае занимает метод конкретных ситуаций, анализируя которые учащиеся решают такие проблемы, с которыми, возможно, им придется сталкиваться в жизни. Этот метод позволяет не только информировать учащихся о потенциальных опасностях, но и учить анализировать причины происшествий и несчастий.
Организация проблемного обучения предполагает, что учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок других людей, попавших в конкретную ситуацию. Конечная цель в данном случае – приучить учащихся к системе аналитического поведения в окружающей среде. Они должны научиться предвидеть опасности, оценивать и прогнозировать их развитие, принимать целесообразные решения и действовать с целью предупреждения возникновения экстремальных ситуаций или смягчения их последствия.
Проблемное обучение представляется как решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения.
Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.
Условиями успешного проблемного обучения являются: обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
значимость информации, получаемой при решении проблемы; необходимость диалогического доброжелательного общения педагога и учащегося, внимания и поощрение всех мыслей, гипотез, высказанным учащимися.
Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие, вызывающий разные, порой противоположные позиции при его решении. Сталкиваясь с противоречивой, новой, непонятной проблемой, у человека возникает состояние недоумения, удивления. Затем следует выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. Таким образом ученик либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью преподавателя. При проблемном обучении процесс мышления включается лишь с целью разрешения проблемной ситуации, формирует мышление, необходимое для решения нестандартных задач».
Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся.
На втором этапе разрешения проблемы учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для ответа, и активно включается в добывание недостающей информации.
Третий этап направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Этот этап завершается пониманием, как можно решить проблему.
Далее следуют этапы решения проблемы, проверки полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.
Проблемный метод в данном случае предполагает следующие шаги: проблемная ситуация – проблемная задача – модель поисков решения – решение.
Преимущества проблемного обучения- самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.
Недостатки проблемного обучения- слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение поставленных целей.
В настоящее время в практике работы педагогов проблемное обучение просто необходимо, так как формирует гармонически развитую личность. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью, всегда способной к поиску, а, следовательно, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов. Кроме всего прочего, проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески, что отвечает требованиям современной школы.

Литература

1.       Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности
жизнедеятельности.5-9 классы: М. Просвещение, 2010. – 40 с. – (Стандарты второго поколения).
2.       Столяренко Л. Д. Педагогика Серия «Учебники, учебные пособия».
Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 448 с.

2019