НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Непряхина О. С. Формирование детской инициативы через совместное взаимодействие участников образовательных отношений в ДОУ посредством творческой мастерской «Театрина»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


В соответствии с ФГОС в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился такой раздел как «Поддержка детской инициативы», а именно построение образовательной деятельности, на основе которых сам он является полноценным участником образовательных отношений. Что же представляет собой инициатива? Прежде всего – это активность в любых начинаниях, и их продвижении, возможность создать что-то новое, вовлекая в свой создающийся продукт окружающих людей. Детская инициатива, как правило, проявляется в свободной самостоятельной детской деятельности детей по выбору и интересам. А самостоятельная деятельность в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.
В нашем современном веке, дети знают и умеют гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад. Однако, перенасыщенность потока информации имеет обратный эффект, и часто приводит к тому, что они перестают проявлять интерес и инициативу в собственной деятельности. Их увлечения и интересы сильно ограничены, и сводятся порой к освоению компьютерных технологий и просмотру передач и мультфильмов, не несущих должного развития их личности.
В нашем детском саду для детей и родителей в начале учебного года проводится ярмарка мастерских, для того, чтобы через создание избыточной образовательной среды, выявить интересы воспитанников. Мною, на одном из таких мероприятий, была представлена мастерская «Театрина» и разработаны буклеты, в которых кратко описывалась информация о нашей мастерской. Яркость и красочность буклетов заинтересовала в основном детей и родителей старшей и подготовительной групп. А итогом проведения ярмарки стал набор двух полноценных групп старшего возраста. Я уверена, что для дошкольного возраста театральная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, его инициативности и воспитания творчески направленной личности. Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, является «живым искусством», понятным даже детям.
Как правило, интерес ребёнка зачастую зависит от позиции родителя. Сам он ещё не в состоянии определится, нужно и интересно ли ему это. Их интерес поверхностный и сводится чаще всего к зрительному восприятию. Поэтому только родители на доступном для ребёнка языке, смогут донести представленную информацию. А понимание и осознание родителями того, что интересует их ребенка, не позволит в дальнейшем подменить интересы ребенка их собственными.
Начальным этапом работы для решения поставленных задач стала организация встречи с детьми и родителями, на которой я представила мастер-класс и презентацию нашей творческой мастерской, а также предложила родителям провести анкетирование со своими детьми (Приложение). Проанализировав материал, я пришла к выводу, что у ребят достаточно низкий показатель инициативы, и как следствие – отсутствие интереса к образовательной деятельности.
На первых занятиях совместно с родителями ребята смогли «прикоснуться» к миру театра, рассмотреть куклы, подержать их в руках, попробовать их «оживить», посмотреть различные разновидности театров, костюмы актёров. У детей появился интерес принимать участие в нашей мастерской, самим создавать что-то новое, необычное, интересное. И следующим этапом нашей работы стало продвижение собственных начинаний. В мастерской ребята занимались два раза в неделю. Я старалась использовать на наших встречах большое количество наглядных фото и видео материалов. К сожалению, в нашем городе нет возможности посетить детский театр в любое удобное для нас время, и данная форма работы стала актуальной на этом этапе.
У детей был всегда повышенный интерес к игре, театру, лицедейству. Поэтому инициатива создать настольный театр исходила от них самих. Интересы детей проявились и определились в ходе самого творческого процесса. Кто-то разрезал, кто-то клеил, а кто-то уже репетировал роль на готовом материале. Сюжет сказки дети выбрали сами, поэтому сразу же после изготовления героев они смогли попробовать себя в понравившейся роли. От желающих не было отбоя. Хочу отметить, что такой опыт проведения занятия совместно с родителями в форме творческого проекта прошёл очень успешно. На этом мои воспитанники решили не останавливаться и сами проявили инициативу в создании штоковых кукол, к которым ещё при знакомстве с нашей мастерской проявили большой интерес.
Завершающим этапом первого года обучения стал спектакль, где ребята непосредственно играли свою роль, были настоящими актёрами. Подготовка к нему началась с выбора произведения. Актуальной для многих ребят стала тема экологии. Затем мы выбрали героев, в которых моим маленьким актёрам было бы комфортно и естественно перевоплощаться. После обсуждения с ребятами сюжета нашего спектакля на свет появилась авторская сказка в стихах «Берегите природу».
Создание театрального спектакля – это большая работа. Помимо разучивания ролей, диалогов, танцевальных и песенных номеров необходимо изготовить декорации, костюмы героев, атрибуты, которые понадобятся героям спектакля. Необходимо продумать музыкальное сопровождение, а также афишу и пригласительные билеты. Во время подготовки к спектаклю интересы моих воспитанников определились. Кто-то оттачивал свою роль и увлечённо участвовал в диалоге со своим товарищем, а кому-то нравилось принимать участие в изготовлении декораций к спектаклю, мастерить бутафорский магнитофон, раскрашивать дерево, создавать афишу и пригласительные билеты. Каждому нашлось дело по душе!
Отрадно заметить, что по прошествии определённого времени любой из них старался внести как можно больше индивидуальности в свою роль, и донести характер и повадки своего героя до зрителя. Естественно, что это стало получаться после того, как они получили нужные знания и смогли применить их в творческом процессе.
И вот настал тот ответственный и волнительный день. Спектакль начался. Наши маленькие зрители, воспитанники младших групп, очень внимательно наблюдают за происходящим. Аплодисменты зрителей становятся заслуженной наградой для всех участников спектакля. По окончании спектакля один из воспитанников сказал, что выступать совсем не страшно, а очень даже интересно. Тем более, когда каждый из них внес свой посильный вклад в его создание.
В конце учебного года состоялось повторное анкетирование, которое показало уже более высокие показатели проявления инициативы. Я уверена, если бы не детский интерес, увлечённость и проявленная инициатива воспитанников, а также помощь их родителей, такого спектакля не получилось бы.
Прошёл ровно год, как ребята стали посещать мою мастерскую «Театрина». Теперь все мы – и дети, и их родители – это большая дружная театральная семья, каждый член которой очень нужен, важен и востребован. Идея создания различных театров своими руками тоже имеет своё продолжение. По инициативе моих воспитанников мы будем создавать авторский спектакль перчаточных кукол, где идейными вдохновителями, режиссёрами, костюмерами, художниками будут, конечно мои дети! Пусть и небольшой, но накопленный за год опыт в мастерской «Театрина», детские идеи, творческий подход родителей, и инициатива самих ребят поможет создать только их особенный и ни с чем не сравнимый театральный шедевр!

Приложение

Вопросы

да

редко

нет

1
Любознателен ли Ваш ребенок?

46%

43%

11%

2
Любит ли Ваш ребенок слушать музыку, сказки, рассматривать иллюстрации?

64%

32%

4%

3
После чтения книг, просмотра мультфильма и пр. обсуждаете ли Вы с ребенком увиденное (прочитанное)? Выступает ли инициатором таких бесед Ваш ребенок?

20%

71%

9%

4
Любит ли Ваш ребенок самостоятельно сочинять истории, сказки?

58%

30%

12%

5
Часто ли Ваш ребенок предлагает поиграть в игры?

14%

62%

24%

2017