Оригинал материала размещен в выпуске № 5 (43) https://f.almanah.su/43.pdf
«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
Детство – пора поисков и ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства познавательная деятельность играет огромное значение в развитии ребенка, которая представляет собой не только процесс усвоения знаний, умений, навыков, но, главным образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества. На сегодняшний день развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.Психологи (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Поддьяков Н.Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.
Одним из направлений изучения познавательных способностей детей дошкольного возраста является изучение и проявление ее в игровой форме. Детская игра – исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Именно игра оказывает воздействие на развитие мышления, произвольного восприятия, внимания и памяти, воображения, знаковой функции речи. Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности.
Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По ее мнению, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать.
В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста, для решения некоторых познавательных задач, я использую игру. Передовые педагоги русские и зарубежные, в результате психологических и педагогических исследований, признали, что игра является одним из самых главных факторов процесса познания, является ведущей деятельностью в жизни дошкольников, способствует всестороннему развитию ребёнка, развивает познавательные способности детей.
Игровая деятельность представлена следующими видами игр: игры с правилами, сюжетно-ролевые, строительные, дидактические, развивающие, игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша, которые влияют на развитие познавательных способностей. Ребёнок не только познает, но и получает новые знания, закрепляет их. Надо помнить, что игра всегда имеет два аспекта – воспитательный и познавательный. В обоих случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.
Приведу некоторые примеры игр, которые, по-моему, мнению, способствуют развитию познавательных способностей. Для формирования знаний о живой природе я использую дидактические игры: «Кто быстрее найдёт берёзу», «Что где растёт?», «Поедем в лес», «Ягоды для мишек», «Что лежит в лукошке?» и др. В процессе этих игр дети закрепляют знания о деревьях, растениях, способах произрастания, уточняют названия растений. Формировать и закреплять знания о животных, птицах, насекомых и других обитателях природы помогают такие игры, как «Выложи фигуры лесных зверей», «Мои друзья», «Птицы летите», «Где, чей домик?», «Найди рыбку», «Какое насекомое, назови» и др. Дети в игре закрепляют название диких и домашних животных, птиц, насекомых, называют их части тела, описывают внешний вид, уточняют их образ жизни и среду обитания. Такие игры, как: «Какой ветер дует?», «Когда это бывает?», «Кого разбудило солнышко?», «Времена года» и др. формируют знания о неживой природе, закрепляют знания о временах года, их приметах и явлениях. Игры: «Определи на ощупь», «Волшебный мешочек» и др. закрепляют знания о различных материалах, учат определять вещи, сделанные из этих материалов. Игры: «Преврати самокат в машину», «На чём поедем?» и др. закрепляют называние транспорта и их назначении. Сюжетно-ролевые игры так же способствуют развитию познавательных способностей детей. Игры «Детский сад», «Музыкальное занятие в детском саду», «Физкультурное занятие в детском саду», «Больница», «Магазин», «Строители», «Парикмахерская» и др. закрепляют знания о труде взрослых, о профессиях, в игре дети учатся подражать действиям взрослых. Для развития зрительной памяти, логического мышления, внимания, восприятия, используем развивающие игры: «Фотоаппараты», «Что изменилось?», «Сортировка предметов», «Разрезные картинки» и др. игры. Дети закрепляют знания о расположении предметов, сортируют их по свойствам, определяют заменённый или убранный предмет. Для развития математических способностей я использую игры и упражнения с цветными палочками Кюизенера и логическими блоками Дьенеша. Такие игры как: «Подарок от Незнайки», «Разноцветные палочки», «Строим дорожки», «Розовая палочка», «Разноцветные вагончики» и др., дети знакомятся со свойствами палочек, учатся группировать, классифицировать палочки по цвету, сравнивать их по длине и высоте, использовать в речи слова «много», «один», «ни одного», «короткий», «длинный», учатся различать количественный и порядковый счёт, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который?», ориентироваться в пространстве. Игры «Чудесный мешочек», «Рыбалка», «Жираф», «Домашние животные», «Загадочная черепаха» и др., закрепляют знания детей о геометрических фигурах, в назывании основных цветов, развивают умение классифицировать блоки по форме, размеру, толщине, цвету, выявлять и абстрагировать свойства.
Я привела лишь некоторые примеры игр для развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста. Но даже приведенные примеры доказывают, что эти игры позволяют разнообразить образовательный процесс, сделать его занимательным, доступным и весёлым и решают задачи познавательного характера, а так, же развивают самостоятельность и творческие способности.
Таким образом, игра является не только методом и формой обучения детей дошкольного возраста, но и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Ребенок познает, получает новые знания, обобщает и закрепляет их. Разнообразие игр способствует формированию и развитию познавательных способностей детей.
Библиографический список:
1. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М.: Просвещение, 2010. -128 с.2. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Астрель, 2011- 96 с.
3. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя. Сюжетно-дидактические игры для дошкольников- М.: Сфера, 2014-112 с.