НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Яковлева И.А. Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе «Посуда. Составление описательного рассказа»

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf


Цель: Создание условий для развития связной речи детей через составление описательного рассказа по схеме.
Задачи:
Создать условия для формирования представлений детей о посуде, ее назначении; материалах, из которых она сделана; закрепить понятия чайная, столовая, кухонная посуда. Развивать связную речь, умение составлять описательный рассказ по опорной схеме. Упражнять в согласовании прилагательного с существительным (красная чашка), образовании прилагательных от существительных (чай – чайная, фарфор - фарфоровая), образовании уменьшительной формы существительных (тарелка – тарелочка).
Развивать общую и мелкую моторику, слуховое восприятие, чувство ритма.
Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Ход занятия:

Организационный момент.
Звучит отрывок из сказки К. Чуковского «Федорино горе» (звукозапись).
Воспитатель: Ребята, из какой сказки эти строчки? Кто её написал? Что случилось в этой сказке?
Сюрпризный момент.
Слышен звон посуды, появляется грустная тарелочка.
Воспитатель: Посмотрите, к нам пожаловала необычная гостья? (Тарелочка). Почему же она такая грустная? Тарелочка хочет попросить нас о помощи. Как вы думаете, какой? (Помочь посуде вернуться домой, а Федоре стать доброй и заботливой хозяйкой).
Воспитатель: Что будем делать? (Ответы детей). А чтобы мы смогли помочь, нам надо рассказать всё, что мы знаем о посуде.
Для начала проведём небольшую разминку.
Физминутка «Посуда»:
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца –
Только стукни – разобьются.
Вот чайные ложки –
«Голова» на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принёс.
Воспитатель: И какую же посуду нам принёс пластмассовый поднос? (Обращаю внимание детей на поднос с картинками посуды на столе).
Деление на команды:
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нам эти картинки? (При помощи картинок разделиться на 3 команды по видам посуды) Возьмите по одной картинке. Назовите свой предмет посуды. Какая это посуда? (столовая, кухонная, чайная).
Игра «Собери картинку» (3 конверта на столах)
Воспитатель: Много разбилось посуды, когда она шла по полям, по лугам и болотам. Что будем делать? (дети из «осколков» - разрезных картинок собирают и называют предметы посуды, их цвет).
Упражнение на дыхание «Вода кипит»:
Воспитатель: Давайте изобразим, как кипит вода в чайнике, возьмите стаканчик и трубочку, сделайте глубокий вдох носом, подуйте в соломинку, не раздувая щёк. Сначала вода закипает медленно, затем – сильнее, а потом – забурлила. Чай горячий – надо быть осторожнее, чтобы не получить ожог.
Игра «Какой части посуды не хватает: что без чего?» (картинка на мольберте)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, посуда осталась с отбитыми частями, пока убегала от Федоры: заварочный чайник без крышки, кастрюля без ручки, сахарница без дна и т.д.
Игра «Назови ласково» (дети прячут руки за спину, воспитатель кладёт каждому предмет детской посуды)
Воспитатель: Ребята, давайте научим бабушку Федору не обижать посуду, хорошо к ней относиться и называть её ласково:
Вилка - вилочка
Стакан – стаканчик
Ковш – ковшик
Кружка – кружечка
Сковорода – сковородочка
Кастрюля – кастрюлечка
Игра «Что из чего», с мячом в кругу:
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, из каких материалов делают посуду?

Чашка из фарфора, какая?-…
Бокал из стекла, какой?-…
Ложка из дерева, какая?-…
Вилка из металла, какая?-…
Нож из стали, какой?-…
Тарелка из пластмассы, какая?-…
Блюдце из керамики, какое?-…
Кувшин из глины, какой?-…
Сковорода из чугуна, какая?-…
Самовар из железа, какой?

Составление описательного рассказа по схеме (детям на выбор предложены картинки посуды для составления рассказа)
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Федоре о её посуде. А поможет нам в этом схема-подсказка. (картинка на мольберте). Можно, я первая попробую? (воспитатель дает образец составления рассказа с опорой на схему: «Это кастрюля. Это кухонная посуда. Она синего цвета, большого размера, металлическая. У неё есть дно, стенки, ручки, крышка. В кастрюле варят суп, кашу, компот»).
Игра «Весёлый оркестр» (песня Железновых «Мы посудою гремим»)
Воспитатель: Для чего человеку нужна посуда? (Чтобы варить кушать, есть, пить, играть как на музыкальных инструментах). Давайте превратимся в музыкантов и создадим свой оркестр из предметов посуды.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите на тарелочку, как у неё изменилось настроение? (она стала радостной). Почему? (Мы помогли посуде вернуться домой). Чему учит эта сказка? Какими словами Федоры закончилась сказка?
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать.
2019