Цель: Создание условий для развития связной речи детей через составление описательного рассказа по схеме. Задачи: Создать условия для формирования представлений детей о посуде, ее назначении; материалах, из которых она сделана; закрепить понятия чайная, столовая, кухонная посуда. Развивать связную речь, умение составлять описательный рассказ по опорной схеме. Упражнять в согласовании прилагательного с существительным (красная чашка), образовании прилагательных от существительных (чай – чайная, фарфор - фарфоровая), образовании уменьшительной формы существительных (тарелка – тарелочка). Развивать общую и мелкую моторику, слуховое восприятие, чувство ритма. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Ход занятия:
Организационный момент. Звучит отрывок из сказки К. Чуковского «Федорино горе» (звукозапись). Воспитатель: Ребята, из какой сказки эти строчки? Кто её написал? Что случилось в этой сказке? Сюрпризный момент. Слышен звон посуды, появляется грустная тарелочка. Воспитатель: Посмотрите, к нам пожаловала необычная гостья? (Тарелочка). Почему же она такая грустная? Тарелочка хочет попросить нас о помощи. Как вы думаете, какой? (Помочь посуде вернуться домой, а Федоре стать доброй и заботливой хозяйкой). Воспитатель: Что будем делать? (Ответы детей). А чтобы мы смогли помочь, нам надо рассказать всё, что мы знаем о посуде. Для начала проведём небольшую разминку. Физминутка «Посуда»: Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца – Только стукни – разобьются. Вот чайные ложки – «Голова» на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос, Он посуду нам принёс. Воспитатель: И какую же посуду нам принёс пластмассовый поднос? (Обращаю внимание детей на поднос с картинками посуды на столе). Деление на команды: Воспитатель: Как вы думаете, для чего нам эти картинки? (При помощи картинок разделиться на 3 команды по видам посуды) Возьмите по одной картинке. Назовите свой предмет посуды. Какая это посуда? (столовая, кухонная, чайная). Игра «Собери картинку» (3 конверта на столах) Воспитатель: Много разбилось посуды, когда она шла по полям, по лугам и болотам. Что будем делать? (дети из «осколков» - разрезных картинок собирают и называют предметы посуды, их цвет). Упражнение на дыхание «Вода кипит»: Воспитатель: Давайте изобразим, как кипит вода в чайнике, возьмите стаканчик и трубочку, сделайте глубокий вдох носом, подуйте в соломинку, не раздувая щёк. Сначала вода закипает медленно, затем – сильнее, а потом – забурлила. Чай горячий – надо быть осторожнее, чтобы не получить ожог. Игра «Какой части посуды не хватает: что без чего?» (картинка на мольберте) Воспитатель: Ребята, посмотрите, посуда осталась с отбитыми частями, пока убегала от Федоры: заварочный чайник без крышки, кастрюля без ручки, сахарница без дна и т.д. Игра «Назови ласково» (дети прячут руки за спину, воспитатель кладёт каждому предмет детской посуды) Воспитатель: Ребята, давайте научим бабушку Федору не обижать посуду, хорошо к ней относиться и называть её ласково: Вилка - вилочка Стакан – стаканчик Ковш – ковшик Кружка – кружечка Сковорода – сковородочка Кастрюля – кастрюлечка Игра «Что из чего», с мячом в кругу: Воспитатель: Ребята, а вы знаете, из каких материалов делают посуду?
Чашка из фарфора, какая?-… Бокал из стекла, какой?-… Ложка из дерева, какая?-… Вилка из металла, какая?-… Нож из стали, какой?-… Тарелка из пластмассы, какая?-… Блюдце из керамики, какое?-… Кувшин из глины, какой?-… Сковорода из чугуна, какая?-… Самовар из железа, какой?
Составление описательного рассказа по схеме (детям на выбор предложены картинки посуды для составления рассказа) Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Федоре о её посуде. А поможет нам в этом схема-подсказка. (картинка на мольберте). Можно, я первая попробую? (воспитатель дает образец составления рассказа с опорой на схему: «Это кастрюля. Это кухонная посуда. Она синего цвета, большого размера, металлическая. У неё есть дно, стенки, ручки, крышка. В кастрюле варят суп, кашу, компот»). Игра «Весёлый оркестр» (песня Железновых «Мы посудою гремим») Воспитатель: Для чего человеку нужна посуда? (Чтобы варить кушать, есть, пить, играть как на музыкальных инструментах). Давайте превратимся в музыкантов и создадим свой оркестр из предметов посуды. Итог занятия: Воспитатель: Ребята, посмотрите на тарелочку, как у неё изменилось настроение? (она стала радостной). Почему? (Мы помогли посуде вернуться домой). Чему учит эта сказка? Какими словами Федоры закончилась сказка? Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать. Буду, буду я посуду И любить и уважать.