Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Лыхина А.А. Лингвистический анализ миниатюры В.П. Астафьева «Лунный блик»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf


Характеристики урока
Уровень образования: основное общее образование.
Класс (ы): 8 класс.
Предмет (ы): русский язык.
Тип урока:  развития речи, урок решения учебной задачи.
Место урока в системе уроков: 3-й урок в разделе «Композиционные формы сочинений».
Оборудование: словари литературоведческих терминов (один на парту), компьютер, проектор, экран для демонстрации презентации.
Цель урока:
обучение лингвистическому анализу текста (на материале миниатюры) в целях подготовки к ОГЭ.
Задачи урока:
1) познакомить учащихся с текстом В.П.Астафьева «Лунный блик»;
2) формировать представление о функции средств художественной выразительности в тексте;
3) формировать языковую компетентность:
готовность к целеполаганию (самим проектировать свои действия, ставить цель урока),
способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие к результату (языковой компетентности),
развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать свое суждение);
побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации;
воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле;
приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.
Наглядность: текст В.П. Астафьева «Лунный блик» с пронумерованными предложениями, план лингвистического анализа текста,
портрет В.П. Астафьева, репродукция картины И.К. Айвазовского «Парусник у берегов Крыма в лунную ночь» (1858), мультимедийная презентация к уроку.
Методические рекомендации по проведению урока .
    Данный урок рассчитан на один учебный час. Он готовит учащихся к выполнению второй части заданий ОГЭ  по русскому языку и выполнению задания 15.1,  является звеном в системной, целенаправленной работе по формированию умений наблюдать, определять, анализировать изобразительно-выразительные средства языка в текстах художественной литературы, а также умений строить собственное высказывание.
Предварительно класс делится на 3 группы.
Первая группа наблюдает над изобразительными средствами в тексте (стилистическими приемами, их разновидностями: метафорами, метонимией, олицетворениями, эпитетами и др.)
Вторая группа анализирует текст с точки зрения синтаксиса и пунктуации, отмечая синтаксические средства выразительности.
Третья группа анализирует лексические особенности миниатюры.
Время работы по группам 10 минут.
Опережающее домашнее задание:
Индивидуально: подготовить сообщение на тему «Жанр миниатюры в творчестве В.П.Астафьева».

Технологическая карта урока
Этап урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания для учащихся
Планируемые результаты
Анализ условий решения учебной задачи
1.    Актуализация. (3 мин.)
1) актуализировать знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
2) тренировать соответствующие мыслительные операции.
Объявляет тему урока, задает вопросы.


Оформляют запись в тетрадях, отвечают на вопросы учителя.
- Каковы особенности лингвистического анализа текста?
- Почему необходимо научиться проводить лингвистический анализ текста?
- Каковы цели нашего урока?
- Какие языковые уровни мы должны проанализировать?
Посмотрим, как эти уровни иллюстрируют тему, основную мысль текста В.П. Астафьева «Лунный блик», раскрывают подтекст.
 

Л: проявление уважительного отношения к языку
П: знать особенности лингвистического анализа текста
К: умение отвечать на поставленный вопрос, строить монологическое высказывание
Р: осознание необходимости получения новых знаний

2.    Слово учителя о писателе В.П. Астафьеве (сопровождается презентацией). (3 мин.)
Рассказать об основных этапах творческой биографии В.П. Астафьева, вызвать интерес к изучению творчества, настроить на работу с текстом произведения «Лунный блик».
Рассказывает о писателе, демонстрирует презентацию.
Слушают сообщение, фиксируют интересные факты в тетрадях.
Запишите интересные факты из биографии В.П. Астафьева в тетрадь.
Л: устойчивый познавательный интерес к личности писателя, его творчеству
П: извлекать информацию, представленную разными формами (рассказ учителя, презентация)
К: письменно оформлять тезисы сообщения
Р: корректировать свою деятельность
Конструирование способа действия
3.    Представление текста «Лунный блик». (3 мин.)
Познакомить с текстом миниатюры
Читает миниатюру «Лунный блик»
Слушают миниатюру, отмечают непонятные слова, находят толкование в словаре.
Прослушайте миниатюру В.П. Астафьева «Лунный блик», отметьте незнакомые слова, найдите их в толковом словаре.
Л: умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи
П: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, адекватно понимать основную и дополнительную
информацию текста, воспринятого на слух
К: оценивать устное и письменное речевое высказывание
Р: определять степень
успешности своей работы
4.    Определение стиля и типа речи текста (работа в парах). (3 мин.)
Тренировать практическое умение определять тип, стиль речи.
Направляет работу учащихся.
Выстраивают речевую ситуацию, делают выводы.
Определите стиль и тип речи текста.
Л: устойчивый познавательный интерес
П: устанавливать причинно-следственные связи
К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ и
координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности
Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели
5.    Определение жанра текста. (5 мин.)
Познакомить учащихся с особым прозаическим жанром затесей. Выявить их характерные черты.

Слушают сообщение подготовленного ученика на тему «Жанр лиро-эпической миниатюры в творчестве В.П.Астафьева», фиксируют признаки жанра в тетрадях.
Прослушайте сообщение, запишите признаки жанра в тетрадь.
Л: устойчивый познавательный интерес
П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач
Р: самостоятельно составлять план решения учебной проблемы

6.    Лингвистический анализ текста. (10 мин.)
Учить лингвистическому анализу художественного произведения.
Направляет работу учащихся, делает пояснения, делит класс на рабочие группы.
Выполняют лингвистический анализ в соответствии с планом, работают в тематических группах.
Выполните лингвистический анализ текста (п.1-4 фронтально, 5-7 в группах)
Л: чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи
П: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную
информацию текста
К: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ и
координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности
Р: самостоятельно составлять план решения учебной проблемы, работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать
свою деятельность

7.    «Афиширование» (самоанализ, самоконтроль). (5мин.)
Представить результаты работы (индивидуальной, групповой), проанализировать работу, выявить и устранить недочёты.
Задаёт вопросы, поощряет учеников, уточняет некоторые моменты
Представляют свою работу.
Анализируют, что не учли, сравнивают с другими и эталоном.

Презентация лингвистического анализа.
Л: уважительное отношение к мнению сверстников
П: сбор, обработка, интерпретация и передача информации
К: умение строить понятные для партнёров высказывания, слушать собеседников
Р: сличение результата действия с учебным эталоном

8.    Выполнение заданий  в формате ОГЭ. (10 мин.)
Тренировать практическое умение выполнять задания в формате ОГЭ.
Организует работу.
Самостоятельно выполняют задания, осуществляют взаимопроверку, сравнивают результат с эталоном.
Выполнение заданий в формате ОГЭ  на основе текста «Лунный блик»
Л: интерес к изучению языка
П: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы
К: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь
Р: сличение результата действия с учебным эталоном

Рефлексия
9.    Рефлексия. (3 мин.)
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста в формате ОГЭ (15.1).
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Организует беседу.
Объясняет домашнее задание.
Вспоминают, какие задачи ставили. Анализируют, решили их или нет.
Намечают пути дальнейших действий.

Проанализируйте успешность выполнения задач, которые ставили перед собой.
Л: адекватная самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
П: постановка и формулирование проблемы
К: умение строить монологическое высказывание, задавать вопросы
Р: оценка результатов деятельности: прогнозирование последующей работы с учётом перспектив.

 
2022