Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Жидков О. А. Взаимосвязь физической культуры и здоровья человека

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf


Аннотация. Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. Физическая культура является порой такой дисциплиной, которая ставит под сомнение связь между физической активностью и здоровьем. Тема положительного воздействия физической активности на здоровье учащихся является очень актуальной в нашем мире. В связи с недостаточной двигательной активностью, здоровье и жизнь детей часто подвергается отрицательному воздействию неблагоприятных условий. Уменьшение физической активности способствует снижению функциональных возможностей человека, появлению различных заболеваний. В связи с этим отмечается дефицит двигательной активности, который может вызвать ряд серьезных изменений в организме. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление недостаточной двигательной активности - это активный отдых и организованная физкультурная деятельность. Занятия физической культурой должны быть неотъемлемой частью жизни каждого ребенка, так как физическая культура способствует профилактике и оздоровлению организма, что является очень важным показателем, для детей имеющих различные заболевания.
В данной статье рассмотрены особенности влияния физических нагрузок на организм учащихся и представлены данные о причинах пассивного отношения к занятиям физической культурой и положительном влиянии физической культуры на их здоровье.
Связи между физической культурой и здоровьем были постоянными и разнообразными с момента введения этой дисциплины в школах в 19 веке. В одни времена здоровье было основным аргументом, оправдывающим его наличие; в другие – преподаватели, как правило, дистанцировались от него, заявляя о своей образовательной деятельности в области обучения моторике. В настоящее время встает вопрос о том, являются ли здоровье и физическое благополучие частью процесса обучения физической культурой.
Актуальность. В России вклад физического и спортивного образования в здоровье человека подвергается сомнению, поскольку, чаще всего, он ограничивается только физической подготовкой. В современной научной литературе выделяются две концепции, касающиеся связей между физической культурой и здоровьем. Биомедицинская (патогенная) модель фокусируется только на физическом здоровье. Она ориентирована на частоту и интенсивность физической активности как показателя здоровья, независимо от характера физической нагрузки. Модель, которая относится к целостной, салютогенной концепции здоровья, ценит учет психологических, эмоциональных и когнитивных показателей по отношению к физической активности. Недавние исследования российских преподавателей физической культуры показывают, что им трудно учитывать в своем обучении цель здоровья, которую пропагандируют программы для занятий физической культурой. Это наблюдение заставляет нас усомниться в качественной подготовке преподавателей физической культуры [5, с. 527].
Здоровый образ жизни – это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических условий, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья людей. Неприоритетными в школьной среде являются знания о пользе постоянных физических нагрузок, постепенно в образе жизни приобретают вес пассивные формы отдыха, увеличивается тяга, к вредным привычкам. В обществе утрачен культ физического здоровья, не считается приоритетной задача формирования здорового образа жизни. Физическая нагрузка это определенная мера влияния физических упражнений на организм человека.
Планируя физические нагрузки, надо учитывать их адекватность (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения (развитие функциональных возможностей) и систематичность (последовательность и регулярность). Изучение влияния физических упражнений на организм учащегося говорит об огромном и разнообразном воздействии, которое они оказывают на повышение его работоспособности. Факты свидетельствуют о том, что из всех сдвигов в организме, большая часть не связана непосредственно с обеспечением двигательной функции. Физическая нагрузка, упражнения, физическая активность, приводящая к возникновению напряжения, целью которого является поддержание хорошей физической формы и нормального состояния, являются средством для повышения уровня физической подготовленности. Организм человека отвечает на физическую нагрузку не одной какой-либо реакцией, а целым рядом психических, физиологических, биохимических и морфологических процессов. Они связаны с изменениями в двигательной и вегетативной сфере. Вклад физической культуры в здравоохранение часто ограничивается вкладом физической нагрузки в сердечно-дыхательную систему, как среди учащихся, так и среди преподавателей физической культуры [1, с. 47].
Что касается психологической литературы о связи физической активности и здоровья, то несколько тем являются стратегическими для понимания ориентации физической активности. Эти темы будут иметь все основания для систематического преподавания в ходе начальной подготовки преподавателей физической культуры [3, с. 87].
Определены причины для занятий физической активностью: уменьшить стресс, поддержать вес, быть энергичным, быть в хорошей форме, чувствовать себя хорошо, получить пользу для здоровья, профилактика заболеваний, проводить время с семьей, наслаждаться, улучшить свою сердечную систему, сила, выносливость, весело провести время, потерять вес, конкурировать с другими. Эти причины не ограничиваются только физической подготовкой, они касаются всех аспектов здоровья. Более того, индивидуум движется не одним, а «целевым кластером»: несколько причин для тренировки вкладываются одновременно с различной интенсивностью.
Стремление к здоровью и благополучию через физическую активность стало, по мнению некоторых социологов, культурным законом, проистекающим из ответственности и рациональности человека. Закон здоровья сочетается с социальным давлением в сторону худобы и внешнего вида. Исследования среди молодых людей указывают на существующие противоречия: тело, которое кажется «здоровым», может быть результатом «дурных причин», таких как искажение образа жизни или чувство вины; оно также может порождать действия, которые неблагоприятны для здоровья (неправильное питание, чрезмерные физические нагрузки и т. д.). Забота о своем теле по функциональным причинам является «хорошей» причиной, если она не становится навязчивой.
Программы физической культуры предусматривают список физических активностей, без учета того, что их выбор варьируется в зависимости от возраста. Наиболее востребованные подростками виды деятельности (например, командные виды спорта) все меньше и меньше практикуются после того, как студенты покидают систему образования. На самом деле физическая активность, преподаваемая на занятиях физической культурой, практикуются в рамках, которые иногда ограничены для взрослых, получающих заработную плату, которые вынуждены работать в течение длительного времени и нуждаются в транспортных средствах. Кроме того, доступ к определенным структурам физической активности требует финансовых вложений. Другие виды деятельности, хотя и бесплатные, являются помехой: например, регулярная пробежка после рабочего дня иногда подразумевает пробежку в ночное время или в не совсем безопасном месте (общественный сад, лес и т. д.; нет освещения). Эти обстоятельства держат часть женщин подальше от занятий физическими нагрузками, даже если они «полезны для здоровья». Вопросы, которые взрослые ассоциируют со своим досугом и физической активностью, все больше и больше принимают во внимание борьбу со стрессом и необходимость переориентироваться на себя. Однако соответствующая физическая активность в физической культуре практически не рассматривается. Кроме того, давление дисциплинарных программ приводит к тому, что условия доступа к физическим нагрузкам игнорируются. Размышления о том, как получить доступ к практике, и предложения о способах поддержания своего здоровья позволили бы более разумно подойти к выбору физических активностей для учащихся или знаний, необходимых для самостоятельных практических занятий физическими упражнениями. [2, с. 18].
При оценке общей физической подготовленности учащихся, можно использовать самые разнообразные тесты. Однако, в связи с тем, что полученные результаты тестирования можно оценивать лишь путём сравнения, целесообразно выбирать тесты, которые широко представлены в теории и практике физического воспитания детей. В школьной программе предусмотрена сдача контрольных нормативов, с помощью которых можно определить уровень физической подготовленности. Физическая культура и методы обучения с выбором и регулированием учебных ситуаций в большей степени соответствуют ожиданиям мальчиков. Это способствует сохранению, а затем и подтверждению постепенного отстранения от физической активности доли девочек. Все это свидетельствует о неправильном распределении физических нагрузок на уроке, а, следовательно, урок не всегда достигает своей цели – повышению выносливости и тренированности, сохранению и укреплению здоровья учащихся. С другой стороны, это указывает на необходимость более глубокой и всесторонней физиолого-педагогической оценки урока физической культуры и внесения соответствующих коррективов в его проведение.
Заключение. Труд учащихся требует напряжения памяти, устойчивости, концентрации внимания. Обучение часто сопровождается возникновением стрессовых ситуаций. Период обучения в школе характеризуется малоподвижным образом жизни, недостаточным уровнем двигательной активности, что влечет за собой отрицательные последствия. Непрерывный рост научной и социальной информации, ограниченное время на ее переработку, несовершенный режим и методы обучения, ориентированные на заучивание огромного материала, перегружают мозг учащихся. Особенно в сложном положении оказываются учащиеся старших классов, которые для успешного выполнения программы обучения вынуждены мобилизовать все резервы организма. При напряженной умственной деятельности происходят определенные физиологические сдвиги: увеличиваются частота сердечных сокращений и дыхания, минутный объем работы сердца и дыхания, активность вегетативных функций. Интенсивная мозговая деятельность сопровождается увеличением уровня обменных процессов, кровотока, потребления кислорода. В результате этого возникают различные пограничные состояния. С точки зрения физиологии эти состояния характеризуют уровень или резервы здоровья, которые определяются функциональными возможностями и степенью адаптации организма к условиям окружающей среды.

Библиографический список:

1. Масалова О. Ю. Ценности образования по физической культуре. Составляющие компетентности педагога по физической культуре // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2016. – №2. – С. 46–51.
2. Пархаева О. В., Судакова Ю. Е. Лечебная физическая культура как элемент физической культуры обучающихся // Научная Идея. – 2017. – №1. – С. 15–20.
3. Поздняков А. П., Баландюк Р. О., Дубровский В. Ю., Кадуцкий П. А., Михеев И. А. Теория физической культуры // Эпоха науки. – 2016. – №6. – С. 85–88.
4. Севодин С. В., Тагаев Е. С. Физическое воспитание как часть физической культуры // Вестник науки и образования. – 2019. – №3. – С. 25–27.
5. Хасанов А. Т. Физическая культура и спорт как важный аспект в формировании личности // Молодой ученый. – 2017. – №11. – С. 527.
2021