Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Доронина А.А. Формирование логопедической компетентности родителей как направление коррекционно- педагогической работы


Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf

Современные исследования родительской педагогической компетентности свидетельствуют о снижении уровня педагогической культуры, недостаточности воспитательного потенциала большинства родителей, ослаблении их роли в воспитании и образовании детей [1], [4].
При этом часть родителей не замечает особенности развития детей, в том числе речевые нарушения, упуская возможность своевременно помочь своему ребенку. В процессе взаимодействия со специалистом отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков, не считают эту деятельность своей компетенцией.
Многие авторы, посвятившие свои работы вопросам речевого развития детей с нарушениями речи, указывают на то, что интерес и участие родителей в коррекционно-педагогической работе благотворно влияют на речевое развитие ребенка (М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Ю.Ф. Гаркуша, Н.В. Нищева и др.) М.Е. Хватцев называет активное участие взрослых в воспитании речи ребенка основным моментом профилактики проявления речевых нарушений, отмечая, что сама обстановка жизни ребенка, окружающие его люди должны вызывать у него потребность речевого общения [3, С. 242].
В программах дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи обязательно предусматривается работа с родителями. Ее авторы считают необходимым взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения для достижения успеха коррекционного воздействия, своевременного исправления речи у детей дошкольного возраста [2].
Многие авторы отмечают, что взаимодействие образовательной организации и родителей следует осуществлять на основе отношений партнерства, построенных в условиях открытого педагогического пространства на основе таких принципов, как: активность, комплексность, проблемность, индивидуализация и рефлексия результатов.
В структуре коррекционно-педагогической работы вопросы формирования логопедической компетентности родителей в основном решает учитель-логопед. Специалистом осуществляется работа по интеграции воспитания ребенка внутри дошкольного учреждения и в семье. Основной целью данной работы является исследование и выявление наиболее эффективных методов и приемов психолого-педагогической сопровождения родителей, обеспечение родителей необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками для успешной коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста. Повышение уровня коррекционно-логопедической компетентности реализуется через расширение круга знаний родителя в следующих психолого-медико-педагогических областях: психологии, педагогики и логопедии – которые позволят им обратить внимание на особенности речевого развития их ребенка, его личностные особенности, использовать различные способы сотрудничества с ребенком в разнообразной деятельности.
Целью формирования педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста с нарушения речи, является ознакомление родителей с основами логопедии, с вопросами о современных представлениях о нарушениях речи, их классификации и методиках коррекционного воздействия, организации взаимодействия родителей с логопедом и занятий с ребенком по коррекции и профилактике нарушений речи в условиях семейного воспитания [4].
Задачи повышения логопедической компетентности родителей:
1)       Формировать теоретические и практические представления о формах речевой патологии у детей раннего и дошкольного возраста.
2)       Обучить методам распознавания речевых нарушений у детей раннего и дошкольного возраста.
3)       Ознакомить с методами коррекции речевой патологии.
4)       Обучить практическому владению методиками коррекционно-развивающей логопедической работы.
Формирование коррекционно-логопедической компетентности родителей осуществляется при помощи старых традиционных форм партнерства семьи и дошкольной организации (родительских собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, лекторий, клубов и др.) и новых инновационных форм (тренингов, телефона доверия, рекламных буклетов и др.).
Специалистами используются коллективные и индивидуальные формы работы, а так же поддерживающие самообразование родителей.
Коллективные формы работы представлены общими и групповыми родительскими собраниями, лекциями, семинарами, групповыми консультациями, круглыми столами родителей со специалистами, родительскими клубами, днями открытых дверей, тренингами, мастер-классами, совместным художественным творчеством, библиотекой игр и упражнений и др.
Родительские собрания являются важным элементом построения линии общения с взрослыми, воспитывающими ребенка, при их проведении начинают выстраиваться основы партнерства, взаимопонимания, единство взглядов на развитие и воспитание детей. На групповых собраниях родителям объясняется, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за: создание мотивации ребенка к занятиям дома, положительный настрой к педагогам группы; проведение занятий членов семьи с ребенком в разных формах вне детского сада; принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений; демонстрацию заинтересованности родителей в жизни группы.
Групповые занятия-семинары могут проводиться в теоретической и практической формах. Теоретическая (лекционно-просветительская) форма помогает повышать гностический компонент компетентности родителей, а практическая – опытную компоненту в процессе демонстрации фрагментов коррекционных занятий, комментирования используемых приемов и их последовательности, обучения родителей самостоятельной коррекционно-логопедической деятельности.
Одной из действенных форм работы, позволяющей передавать знания, сохранять развитие семейных ценностей и культуры, повышать интерес родителей, является семейный клуб. Это объединение разных по возрасту детей и воспитывающих их взрослых (старших членов семьи и специалистов), которое обеспечивает живую связь поколений, передачу лучших образцов воспитания дошкольников, способствует формированию активной жизненной позиции его участников и социализации детей.
К индивидуальным формам работы относятся участие родителей в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов, индивидуальные консультации, индивидуальные практикумы и мастер-классы, посещение коррекционно-педагогических занятий, анкетирование, тетрадь домашних заданий с анализом выполненного домашнего задания и др.
Формы работы, поддерживающие самообразование родителей представлены тематическими выставками книг, информационными стендами, печатными консультациями, буклетами-памятками и др.


Библиографический список
1.       Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: ТЦ Сфера, 2005. 112 с.
2.       Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение, 1987. 141 с.
3.       Хватцев М. Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. М.: 1937. 299 с.
4.       Я – компетентный родитель: Программа для поставщиков услуг родителям, имеющим детей дошкольного возраста не посещающих дошкольные образовательные учреждения; [под ред. Л. В. Коломийченко]. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2009. 114 с.
2019