ПМ 02. МДК 02.01. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
Р. 02.01.01. «Сестринская помощь в педиатрии»
По специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
Преподаватели СПбГБПОУ «Медицинский колледж №2»:
Пояснительная записка
Учебно-методическое пособие внеаудиторного мероприятия: конкурс «Знатоки педиатрии» составлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности «Сестринское дело» по ПМ 02. МДК 02.01. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах».
Р. 02.01.01. «Сестринская помощь в педиатрии»
По специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
По темам:
«Особенности заболеваний кроветворной системы у детей».
«Особенности заболеваний ЖКТ».
«Особенности заболеваний почек у детей.
«Особенности заболеваний эндокринной системы у детей».
«Бактериальные воздушно-капельные инфекции у детей».
Оснащение: презентация, мультимедийная установка, манипуляционные столы, наборы для обработки полости рта при молочнице, наборы для проведения манипуляции – набор лекарственного препарата из ампулы, емкости для сброса материалов А и В, глюкометр, раздаточный материал для решения профессиональных ситуационных задач, видео материалы к конкурсу, оценочные протоколы для жюри, грамоты, кубки, сценарий.
Актуальность темы:
Данный конкурс проводится с целью обмена опыта у студентов и формированием профессиональных компетенций.
Профессиональные компетенции
ПК 2.1 Представить информацию в понятном для пациента виде, объяснить ему суть вмешательств
ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса
ПК 2.5 Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса
ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию
Общие компетенции
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами
На внеаудиторном мероприятии конкурс «Знатоки педиатрии» используются педагогические методы:
- Блицтурнир
- Решение кроссворда
- Работа командой при решении профессиональных ситуационных задач
- Решение тестовых заданий
- Отработка практических навыков
- Мозговой штурм
- Установление соответствий
Цель
Цель внеаудиторного мероприятия конкурс «Знатоки педиатрии»: систематизировать и углубить знания студентов по предмету «Сестринская помощь в педиатрии», развитие творческих и профессионально значимых качеств у студентов, выявление одаренных и талантливых студентов, их поддержка и поощрение.
Задачи внеаудиторного мероприятия конкурс «Знатоки педиатрии»:
Учебные:
· повысить интерес студентов к углублённому изучению предмета «Сестринская помощь в педиатрии», формировать профессиональные качества – самосовершенствование, самореализация, умение работать в команде;
Конкурс по педиатрии – это один из активных методов учебно-воспитательной работы во внеаудиторное время. Конкурс является подведением итогов работы в течение учебного года. На этом мероприятии студенты демонстрируют свои творческие способности, сообразительность, находчивость, а самое главное для их профессии знание и умение применять эти знания на практике.
Конкурс является формой стимулирования учебной деятельности обучающихся и эффективным способом повышения качества подготовки будущих студентов, а также конкурс способствует лучшей организации учебного процесса за счет обмена опытом между преподавателями. А также способствует повышение квалификации преподавателей.
Конкурс осуществляет контролирующие функции и является показателем качества учебного процесса. Теоретические знания и практические навыки – это комплекс, который студенты в дальнейшем могут реализовывать в своей профессиональной деятельности.
Основой конкурса является команда, члены команды стремятся узнать новое, имеют возможность пообщаться со студентами других медицинских колледжей и имеют возможность самоутвердиться в профессиональных возможностях.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Хронологическая карта внеаудиторного мероприятия
1. Организационная часть
2. 10 мин
3. Определение цели и задач внеаудиторного мероприятия 2 мин
4. Мотивация занятия
5. 3 мин
6. Представление команд
7. 15 мин
8. Раунд 1
9. 10 мин
10. Раунд 2
11. 20 мин
12. Раунд 3
13. 10 мин
14. Блицтурнир
15. 3 мин
16. Подведение итогов
17. 15 мин
18. Награждение победителей
19. 15 мин
Вопросы для самоподготовки
20. Этиология, клиническая картина, принципы лечения, организация сестринского ухода, профилактические мероприятия при особенностях заболеваний кроветворной системы у детей.
21. Этиология, клиническая картина, принципы лечения, организация сестринского ухода, профилактические мероприятия при особенностях заболеваний ЖКТ у детей.
22. Этиология, клиническая картина, принципы лечения, организация сестринского ухода, профилактические мероприятия при особенностях заболеваний почек у детей.
23. Этиология, клиническая картина, принципы лечения, организация сестринского ухода, профилактические мероприятия при особенностях заболеваний эндокринной системы у детей.
24. Этиология, клиническая картина, принципы лечения, организация сестринского ухода, профилактические мероприятия при бактериальных воздушно-капельных инфекции у детей.
25. Этиология, клиническая картина, принципы лечения, организация сестринского ухода, профилактические мероприятия при вирусных воздушно-капельных инфекции у детей.
Перечень манипуляций
· Обработка полости рта при молочнице
· Обработка пупочной ранки при омфалите
· Набор лекарственного средства из ампулы
Организация и порядок проведения внеаудиторного мероприятия конкурс «Знатоки педиатрии»:
1.1 Конкурс проводятся в два этапа:
· I этап – отборочный
· II этап – финальный (см. приложение №1)
1.2 Для участия в конкурсе преподаватели ЦМК самостоятельно определяют список участников, контролируют работу студентов.
1.3 Первый отборочный этап конкурса проводится по тестовым заданиям, составленным на основе основных профессиональных образовательных программ в дистанционном режиме. Длительность первого этапа конкурса составляет 35 минут. По окончании первого этапа конкурса результаты тестирования участников шифруются и передаются в жюри. Проверка работ осуществляется в течение двух рабочих дней. Участник имеет право подать апелляцию по результатам 1 этапа конкурса в течение двух дней с момента извещения о результатах.
1.4 Во второй этап конкурса выходят 12 студентов, получивших наибольшее количество баллов по результатам I этапа конкурса. Студенты разбиваются на 3 команды по 4 человека. Выбирается капитан команды. За каждой командой закрепляется методический руководитель методом жеребьевки, который осуществляет подготовку команды.
1.5 Второй соревновательный этап конкурса проводится по результатам первого отборочного этапа. Состоит из нескольких этапов конкурса, в которые входят теоретические и практические задания.
1.6 Второй этап оценивают члены экспертной комиссии по оценочным листам. Члены экспертная комиссия по оценочным листам. За каждый этап конкурса выставляют баллы, ведут подсчет и оценку результатов. (см. Приложение №2)
1.7 Победители конкурса определяются жюри по наибольшей сумме баллов, полученных в ходе проведения II этапа конкурса, награждаются грамотами.
2. Задания конкурса
2.1 Конкурс представления команд – участвует вся команда, продолжительность выступления не более 3х минут.
2.2 «Особенности заболеваний кроветворной системы у детей».
Цель: контроль и закрепление теоретических знаний у студентов по особенностям заболеваний кроветворной системы у детей.
Необходимо определить характерные симптомы ЖДА и выделить симптомы дефицита железа и снижения уровня гемоглобина и эритроцитов.
2.3 «Особенности заболеваний ЖКТ и заболеваний почек у детей».
Цель: контроль и закрепление теоретических знаний у студентов по особенностям заболеваний ЖКТ и заболеваний почек у детей.
Необходимо решить ребус-кроссворд на знания медицинских терминов по данным темам.
Выполнение манипуляции: «Набор лекарственного средства из ампулы»
Цель: контроль и закрепление практических навыков у студентов по уходу за ребенком.
Необходимо подготовить оснащение для выполнения манипуляции «Обработка полости рта при молочнице».
Найти ошибки в видео-манипуляции «Обработка пупочной ранки».
2.4 «Бактериальные и вирусные воздушно-капельные инфекции у детей».
Цель: контроль и закрепление теоретических знаний у студентов по особенностям заболеваний бактериальные и вирусные воздушно-капельные инфекции у детей.
Необходимо определить составить план противоэпидемических мероприятий одного из воздушно-капельных детских заболеваний.
2.5 «Блиц-турнир»
Цель: контроль и закрепление теоретических знаний и практических умений у студентов по теме «Особенности эндокринных заболеваний у детей».
После представленного видеоролика студентам предстоит определить, что находится в черном ящике.
2.6 Подведение итогов
По окончании конференции жюри выносит решение о награждении победителей и призеров конкурса. Методические руководители получают грамоты.
Апелляции по решению жюри конкурса не принимаются.
Приложение 1
Задания с ответами
I раунд
1 задание
Определите особенности заболеваний кроветворной системы у детей:
4. Объем мочи, образуемый за определенной промежуток времени – диурез
Один правильный термин оценивается в один балл.
II раунд
1 задание
Решить задачу с выходом на манипуляцию
• У ребенка 3х месяцев был установлен диагноз: Кандидозный стоматит.
• Уважаемые знатоки, соберите манипуляционный столик для обработки полости рта при этом заболевании.
На столике:
1. Пинцет
2. Шпатель
3. Тупферы
4. Раствор для обработки полости рта
5. Мензурка
6. Лоток почкообразный чистый
7. Емкость для сброса материала класса А и класса В
Каждое собранное правильно оснащение оценивается в один балл.
II раунд
2 задание
Найти ошибки в видео-задании
• Уважаемые знатоки внимательно посмотрите представленное видео по манипуляции «Обработка пупка при катаральном омфалите» и определите ошибки медицинской сестры.
1. Не вымыла руки перед проверкой необходимого перечня для оснащения манипуляции
2. Одела не стерильные перчатки
3. Нарушила порядок обработки (перекись водорода 3 %, не убрала отделяемое при обработки перекисью водорода 3%)
4. Не убрала столик, закончив манипуляцию
5. Сбросила перчатки в отходы класса «А».
Найденная одна ошибка оценивается в один балл.
II раунд
3 задание
Выполнение процедуры – набор лекарственного препарата из ампулы
При правильном выполнении 13 пунктов из 25 – 1 балл.
Меньше 13 пунктов – 0 баллов.
III раунд
1 задание
Составить противоэпидемических мероприятий
• В детском саду «Солнышко» при утреннем осмотре был выявлен ребенок 2-х больной корью.
• Уважаемые знатоки, составьте план противоэпидемических мероприятий в детском саду по предложенной схеме.
Каждый правильный пункт плана противоэпидемических мероприятий оценивается в один балл.
III раунд
2 задание
Предположите инфекционное заболевание по имеющимся данным и подсказке
Скарлатина
Это заболевание до эры антибиотиков считалось смертельным. Гиппократ описывал это заболевание как состояние человека с покрасневшей кожей и лихорадкой. Данное заболевание актуально и в современном Мире.
Оно вызывается особым штаммом бактерий, который выделяет эритрогенный токсин, который определяет клиническую картину заболевания. Передается преимущественно воздушно-капельным путем при близком контакте, а также возможны контактно-бытовой и пищевой пути передачи.
Ребенок 4 лет заболел остро с повышения температуры тела до 38,5 гр., недомогания, снижения аппетита, повторной рвоты, болей в горле при глотании появления сыпи на лице, туловище и конечностях. «Скорой помощью» ребенок был доставлен в стационар. При осмотре в приемном покое: состояние больного средней тяжести, температура тела 39,0 гр., жалуется на головную боль, боль в горле. На щеках румянец яркий, при этом носогубный треугольник бледный. Кожные покровы сухие, гиперемированы, на туловище, на сгибательных повреждениях конечностей обильная мелкоточечная сыпь. Слизистые оболочки чисты, влажные. Дыхание через нос свободное. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца ясные, ритмичные, тахикардия до 140 уд/мин. Живот мягкий, безболезненный.
При осмотре: тонзиллярные лимфатические узлы до 1 см в диаметре, безболезненны. Рот открывает свободно. Отека в зеве и на шее нет. В ротоглотке яркая ограниченная гиперемия; энантема на мягком небе, миндалины 2 ст, по лакунам островчатые наложения бело-желтого цвета, легко сжимаются, растираются шпателем.
Подсказка: стрептотест
Правильное определение инфекционного заболевание оценивается в один балл.
Блиц турнир
«Черный ящик»
Определить диагностический медицинский аппарат по имеющимся данным - глюкометр
1. Используется для диагностики
2. Имеет не большие размеры
3. Изобретен в 1985 году
4. А у меня их 3 штуки
5. Хранится при комнатной температуре
6. Используется в стационаре, дома
7. И даже на улице
8. Используется и у детей, и у взрослых
9. Имеет экран
10. Издает звуки
11. Не имеет противопоказаний для использования
12. При использовании необходимо соблюдать правила асептики
13. Результаты измерения записываются
14. 3,3-5,5
15. Используется для контроля биохимического показателя
16. Показывает уровень глюкозы
Первая команда, правильно определившая предмет, находящийся в «черном ящике» получает один балл.
Приложение 2
Протоколы жюри
Информационное обеспечение междисциплинарного курса
МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Р 02.01.01 Сестринская помощь в педиатрии
Основная литература
1. Педиатрия: учебник для среднего медицинского образования / Тихонов В.В., Хубулава Е.И.; под ред. Н.П.Шабалова. – Санкт-Петербург: СпецЛит, 2019.
Дополнительная литература
1. Ежова Н.В. Педиатрия: учебник. – М.: Оникс, 2016.
8. ГОСТ Р 52623.3-2015 «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода», утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации от 31.03.2015 № 199-ст.
Электронные издания
1. Кривошапкина, Л.В. Сестринский уход в педиатрии. Асфиксия, родовые травмы, перинатальная энцефалопатия новорожденных детей [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / Л.В. Кривошапкина. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2018. — 72 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/102224. — Загл. с экрана.
2. Кривошапкина, Л. В. Деятельность среднего медицинского персонала при неотложных состояниях у детей: учебно-методическое пособие / Л. В. Кривошапкина. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 120 с. — ISBN 978-5-8114-3219-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112693 (дата обращения: 05.11.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Папаян, Е. Г. Оказание неотложной медицинской помощи детям. Алгоритмы манипуляций: учебное пособие для спо / Е. Г. Папаян, О. Л. Ежова. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 176 с. — ISBN 978-5-8114-5711-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/147401 (дата обращения: 02.11.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
4. Папаян, Е. Г. Оказание неотложной медицинской помощи детям на догоспитальном этапе: учебное пособие / Е. Г. Папаян, О. Л. Ежова. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 116 с. — ISBN 978-5-8114-5354-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/139252 (дата обращения: 05.11.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5. Пономарева, Л. А. Сестринский уход в педиатрии. Тестовые задания и ситуационные задачи: учебное пособие / Л. А. Пономарева, С. М. Старикова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербур: Лань, 2020. — 80 с. — ISBN 978-5-8114-5933-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/146618 (дата обращения: 13.11.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6. Распутина, Н. Э. Особенности оказания сестринской помощи детям: учебное пособие / Н. Э. Распутина, Е. В. Нежданова. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 64 с. — ISBN 978-5-8114-4547-9. — Текст: электронный // Лан: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/142351 (дата обращения: 13.11.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
7. Сборник манипуляций по педиатрии. ПМ.02 МДК 02.01. Сестринский уход за пациентами педиатрического профиля: Учебное пособие [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.Г. Колпикова [и др.]. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2018. — 108 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/99227. — Загл. с экрана.
8. medportal.ru/enc Медицинский портал: статьи, медицинская энциклопедия
9. www.medliter.ru Медицинская литература: электронные медицинские книги