Великая Отечественная война - огромный душевный осадок в человеческих сердцах. Страшная трагедия началась 22 июня 1941 года и длилась целых четыре года (9 мая 1945 г.) Это была самая величайшая война за всю историю человечества, все это нужно доносить до сердец воспитанников детских садов.
О трагических событиях, произошедших во время Великой Отечественной войны, в нашей стране написано достаточно много книг, статей, мемуаров, исследований. Однако обилие научных трудов и публицистических сочинений не слишком приближает детей дошкольного возраста к пониманию того, что же всё-таки произошло в годы той войны. И маленькие граждане нашей страны не всегда могут понять почему она очень скоро стала Великой Отечественной, и почему страна наша называлась СССР, и почему армия называлась Красной Армией. Все эти научные труды нужно донести до дошколят достоверно точно, не искажая фактов, достопным для детей образом.
Проект ориентирован на дошкольную аудиторию в конечном итоге на решение одной главной проблемы - увековечивание памяти погибших земляков – участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Укрепить связи между поколениями, понятному для ребенку языком.
Актуальность данного проекта заключается в том, что годы войны все дальше уходят от нас, и новому поколению придется противостоять попыткам фальсификаций событий Великой Отечественной Войне. Свойство наших дней – открытие правды о вещах, казалось бы, давно известных. Сказанное всецело и полностью относится к истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Поэтому актуальность заключается еще и в стремлении сохранить память о земляках-кузбассовцев – участников Великой Отечественной войны, погибших и оставшихся в живых, необходимостью формирования в детях патриотизма и чувства любви к Родине, чувства гордости за свою малую Родину, за своих земляков. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Погоны и звания в Великую Отечественную Войну»
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности готовые сохранить историческую память, готовые к служению Родине и ее защите.Данная тема будет актуальна во все времена.
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну.
Тактические цели:
1. Создать условия для знакомства с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины.
2. Сформировать мнение о недопустимости повторения войны.
3. Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
Задачи:
1. Познакомить детей с воинскими званиями и погонами в Великую Отечественную Войну.
2. Подвести к восприятию художественных произведений о войне;
3. Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.
4. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
5. Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны1941-1945 г.г.: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники.
6. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
Участники проекта: родители воспитанников, воспитатели, дети.
Продолжительность проекта: Долгосрочный.
Сроки реализации проекта: январь - май.
Основные формы реализации проекта: Экскурсии, беседы, организация НОД, мини-выставки, составление рассказов, дидактические игры, консультации для родителей, сюжетно – ролевые игры.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Ориентирование в званиях и погонах.
2. Пробуждение в детях интереса и уважения к истории России.
3. Привлечение к совместной работе родителей.
4. Расширение и систематизирование знаний о Великой Отечественной войне.
5. Формирование уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).
6. Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.
Продукт
1.Тематические альбомы.
2.Дидактические игры« Погоны в ВОВ». «Погоны и звания».
3. Сборник пословиц о войне.
Аннотация проекта.
В проектной деятельности инициатива происходит снизу то есть от самих детей поэтому постоянный интерес к работе поддерживает формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей и открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1. Дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о нем, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам,явлениям, даже историческим.
2. Появилась необходимость конкретизировать понятие личностной ориентированности применительно к содержанию ознакомления ребенка с окружающим, что привело к выходу на более широкую проблему - социализации личности ребенка, становление гражданственности и патриотизма.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Пути решения проекта:
• обдумать «образ создаваемого будущего», представить модель создаваемого;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
• разработать систему реализации идей на основе МБДОУ № 48, г. Кемерово
• оценить риски реализации проекта.
Этапы реализации проекта (представлены в таблице 1)
Реализация проекта рассчитана на срок с 09.01.2020г. по 09.05.2020г.
№ п/п
Этапы
Формы работы
Сроки
1.
Подготовительно-проектировочный этап
Определить тему проекта,
формулирование целей и задач проекта, подбор необходимого материала.
09.01.2020-24.01. 2020.
2.
Практический этап
НОД, беседы, анкетирование, викторины, сбор фото материалов, выставки рисунков и военной техники, чтение худ. литературы, разучивание стихотворений, просмотр презентаций и мультфильмов на военную тематику, праздники посвященные защитникам отечества и дню победы.
24.01.2020-31.03. 2020.
3.
Обобщающе - результативный этап
презентация проекта,
оформление выставки.
31.03.2020-24.04. 2020.
4.
Презентация проекта
проведение праздника посвященному дню победы.
24.04.2020-09.05. 2020.
Таблица 1
План мероприятий (представлен в таблице 2)№ п/п
Направление
Тема мероприятия
Форма проведения
1.
«Физическое развитие»
Строевая подготовка
Игра- викторина «О той войне»
совместная деятельность в режимных моментах
НОД,
2.
«Социально-коммуникативное развитие»
«Погоны»
«Погоны и звания»
Красная Армия
Военные
Разучивание и сбор пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе.
Виртуальная экскурсия в «Музей боевой славы»
Создание аллеи воинам-Кузбассовцам.
Погоны и воинские звания
Дидактическая игра
Дидактическая игра
сюжетно-ролевая игра
сюжетно-ролевая игра
работа с родителями
совместная деятельность в режимных моментах
совместная деятельность в режимных моментах
дидактические игры
3.
«Познавательное развитие»
Конструирование: Макет ко дню победы
НОД «Слава и гордость воинам»
Рассматривание фотографий «Фотохроника военных дней»
Рассматривание фотоальбома «Наш дед герой»
Организация выставки книг о войне.
Рассматривание альбома «Воинские звания»
Выпуск фотоальбома «Воинские звания»
Акция «Дорога памяти»
Рассматривание иллюстраций о родах войск, о ВОВ.
НОД
НОД
совместная деятельность в режимных моментах
работа с родителями
работа с родителями
совместная деятельность в режимных моментах
работа с родителями
работа с родителями
совместная деятельность в режимных моментах
4.
«Речевое развитие»
Чтение художественных произведений: Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы»
Беседа с детьми «Что я знаю о войне?»
Познавательная беседа: О Великой Отечественной войне,
Беседа: «Герои - Кузбассовцы».
Чтение худож. произведений: Я.Тайц: «Цикл рассказов о войне». (Обсуждение текстов, ответы на вопросы детьми).
совместная деятельность в режимных моментах
совместная деятельность в режимных моментах
совместная деятельность в режимных моментах
НОД
совместная деятельность в режимных моментах
5.
«Художественно-эстетическое развитие»
Худ.ручной труд «Подарки ветеранам».
Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В.Алкина «Прощание славянки».
Чтение стихотворения о войне
Лепка «награды в ВОВ»
совместная деятельность
совместная деятельность в режимных моментах
драматизация
НОД
Таблица 2
Ресурсное обеспечение проекта:Материально-техническое: слайды «Великая Отечественная Война», семейные фотографии военных лет, фотоальбом, картон, клей, цветная бумага, проектор, фотоаппарат, магнитофон.
Критерии оценивания проекта:
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу) через анкетирование.
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника через наглядную информацию, официальный сайт МБДОУ №48
4. Отсроченный результат: успешность обучения воспитанника ДОУ в школе.
Пути преодоления рисков:
1. Усиление роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействия излишних источников познания. «Истинного гражданина, патриота надо воспитывать. Позиция родителей в жизни, их собственная гражданская активность – первое условие патриотического воспитания и все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - завещал А. С. Макаренко.
2. В связи с попытками фальсификации событий Великой Отечественной Войны необходим отбор содержания о подвиге народа в ВОВ.
3. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, формировать чувство гордости за боевое прошлое Отечества.
4. Неизменной является подготовка подрастающего поколения к служению Родине и ее защите.
Выводы:
Проект «Погоны и звания в Великую Отечественную Войну» должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства по патриотическому воспитанию.
Проект ориентирован на дошкольную аудиторию в конечном итоге на решение одной главной проблемы - увековечивание памяти погибших земляков – участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Укрепить связи между поколениями, понятному для ребенка языком.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только собрать информацию, но и может быть использован воспитателями дошкольных образовательных организаций, как методическое пособие по патриотическому воспитанию дошкольников в духе славных боевых традиций старших поколений.
Литература
1. Веракса Н.Е. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 352с.
2. Антонов Ю.А. «Великой Победе посвящается» / Антонов Ю.А. – М.; ТЦ Сфера, 2010. 128с. – (Библиотека воспитателя) (5).
3. Голицына Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий. Старшая группа. Интегрированный подход.» / Голицына Н.С. – М.: «Скрипторий 2003», 2013. – 224с.
4. Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет» / Степаненкова. Э.Я. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144с.
5. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребёнка» / Тарабарина Т.И. – М. «Академия развития», 1997. – 106с.
6. Торопцев А.П. «Чтобы знали и помнили» / Торопцев А.П. – М.о. «Подмосковье», 2014. – 220с