Актуальные вопросы начального общего образования

Волкова И.В. Развитие устной и письменной речи учащихся начальных классов на основе художественного восприятия произведений живописи и литературных произведений

Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf


Проблема развития речи у младших школьников до сих пор является одной из самых актуальных в методике преподавания русского языка в начальных классах.
Педагогическая практика свидетельствует, что в начальных классах снижается речевая активность детей, особенно ярко это выражено у первоклассников. Дети приходят в школу из той речевой среды, где нет и не было образцов богатой, разнообразной и правильной речи. С каждым годом количество таких детей-первоклассников увеличивается. Стремительное развитие технологий и компьютеризация общества заменяет устное общение в детском коллективе. Некоторые дети стесняются говорить, не участвуют в беседах, не отвечают на прямой вопрос учителя, избегают рассказов или рассказывают очень кратко. Это опасное явление, с ним нужно бороться с первых дней пребывания детей в школе. А вот письменной речью до школы дети не пользуются, поэтому естественно, что главное внимание в школе на уроках русского языка уделяется именно ей. Письменная речь – это речь подготовленная, подлежащая проверке, поддающаяся исправлению, совершенствованию. Поэтому овладение письменной речью особенно необходимо для повышения общей языковой культуры. Письменная речь оказывает в школе все возрастающее влияние на устную речь учащихся.
Основной целью моей работы является развитие связной устной и письменной речи младших школьников в процессе обучения на уроках русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- развитие навыка чтения,
- эмоционально-эстетическое восприятие художественного произведения и произведения изобразительного искусства /живописи/,
- развитие творческой деятельности,
- формирование нравственно-эстетических ценностей.
Все эти направления в той или иной мере определяют систему уроков по подготовке к написанию сочинений по картине и их реализация создает условия для успешного формирования коммуникативно-речевых умений учащихся. Только при хорошо организованном и правильно построенном проведении занятий ученики успешно осваивают знания, овладевают учебными умениями и развивают свои творческие способности. Положительный результат дает непрерывность работы по развитию речи в течение всех лет обучения на каждом уроке. Принцип систематичности требует, чтобы каждая новая учебная работа представляла собой шаг вперед от уже освоенного, опиралась на предыдущее. От простого к сложному, от известного к неизвестному – таков путь обучения любому умению, в том числе и речевым умениям.
С первых дней обучения я тренирую у детей произносительный аппарат. В ходе работы планомерно пополняется словарный запас, идет знакомство с механизмом построения предложений. Это позволяет успешно формировать у школьников навык составления текстов: устных пересказов /в различных вариантах/, устных рассказов, письменных изложений и сочинений.
Систематически в течение всего учебного года идет работа с деформированными текстами /регулярность данного упражнения определяется при составлении календарно-тематического планирования/, озаглавливание, составление планов, кратких и подробных пересказов. Задания использую из пособия Ф.Д.Костенко «Дидактический материал по развитию речи» /для 2-3 классов/. Постепенно от устных рассказов переходим к написанию сочинений-миниатюр.
Значительное место в системе работы по развитию речи я отвожу работе над сочинениями по картинам. Считаю, что картина служит прекрасным стимулятором детского речевого творчества. Ее удобно использовать на классных занятиях, она воздействует на чувство учащихся, возбуждает воображение, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни. Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.
Рассматривание картин, беседа по их содержанию, анализ изобразительных средств способствует развитию у младших школьников глубокого восприятия произведений искусства. Дети не только видят, что изображено на полотне, но и, по мнению психолога Б.М.Теплова, стараются понять, что испытывает автор, создавая картину, почувствовать настроение, которое передает художник, эмоционально пережить его и поразмыслить над ним.
Изобразительное искусство заняло прочное место на уроках русского языка и литературного чтения, где произведения искусства – живописи – используются для активизации познавательной деятельности школьников, ее стимулирования и мотивации, освоения некоторых разделов грамматики и орфографии, развития речи. Почему? Во-первых, картина рассматривается как средство развития речи не только при написании сочинения, но и при других видах речевых и грамматико-орфографических упражнений. Во-вторых, анализ картины осуществляется по тому же алгоритму, тем же этапам, что и анализ литературного произведения, с учетом общих для всех видов искусства закономерностей развития художественного восприятия у младших школьников. В-третьих, данный подход предполагает, что картина является не просто наглядным пособием на уроке чтения, русского языка или развития речи, но его органической частью; сам же урок остается целостным, логически подчиненным образовательным задачам и методическим требованиям.
Следует отметить, что сочинения по картинам делятся на три основных вида:
- повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;
- повествовательное сочинение по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета;
- описание картины.
Я остановлюсь на описании картины – самой трудной формы сочинения. Описание картины строится по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины /что на ней изображено/; во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов; в-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть; наконец, идейный смысл, «настроение» картины.
Для работы я использую репродукции картин И.И.Левитана «Золотая осень», В.Г.Перова «Тройка», А.К.Саврасова «Грачи прилетели», А.Пластова «Первый снег», В.Васнецова «Богатыри», «Аленушка» и другие.
Подготовка к письменному сочинению начинается за несколько дней до самого написания. Протекает она и на уроках литературного чтения, и на уроках русского языка, и на уроках изобразительного искусства. Считаю очень важным, чтобы школьники имели возможность несколько раз вернуться к теме будущего сочинения до его написания.
При подготовке к написанию сочинения использую разнообразные приемы работы. Чтобы подобрать текстовый материал для организации работы на уроке и для изучения картины, знакомлюсь с искусствоведческой литературой. Считаю, школьнику очень важна информация о жизни и творчестве художника, история создания его картины, информация о поисках персонажей картины. Таким образом я стремлюсь задействовать эмоциональные ощущения восприятия картины как предмета искусства.
Все коммуникативно-речевые умения, направленные на восприятие готового текста и на создание собственного, можно объединить в несколько групп в соответствии с такими сторонами текста, как его содержание, структура и языковые средства.
Первая группа включает умения, связанные с пониманием речевого сообщения. Среди них я назову некоторые умения и их применение на моих уроках.
1.       Умение отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью: учащиеся определяют, какие предложения предложенного текста можно соотнести с картиной.
2.       Умение выделять в тексте ключевые слова, словосочетания и предложения и с их помощью определять основное содержание текста.
3. Умение понимать основную мысль текста и выражать ее в собственном речевом высказывании.
Вторая группа это умения, связанные с построением текста, осознанием его структуры. Покажу, как можно применять на практике эти умения.
1.        Умение делить текст на логически законченные части.
2.        Умение составлять план готового текста, то есть определять главную мысль каждой части и выражать ее одним предложением, а также планировать собственные речевые высказывания.
3.        Умение составлять вступительные и заключительные части своего речевого высказывания и выделять их в готовом тексте.
4. Умение перестраивать текст в соответствии с другими речевыми задачами. Это может быть свободный диктант, изложение, письмо по памяти.
К третьей группе относятся умения, связанные с языковыми средствами: найти в тексте слова, передающие краски, чувства; выписать из текста эпитеты, сравнения; определить в тексте опорные слова, по которым можно восстановить основное содержание авторского текста, а в качестве домашнего задания по литературному чтению предлагаю подробный пересказ данного текста.
И, наконец, четвертая группа включает умения, связанные с текстом в целом, со всеми его сторонами.
Особое место на уроках занимает организация индивидуальной /самостоятельной/ работы в соответствии с предложенным образцом /моделью, алгоритмом/. К специальным коммуникативно-речевым умениям, связанным с анализом содержания и изобразительно-выразительных средств картины, можно отнести следующие умения, которые я применяю в своей педагогической практике:
- использование искусствоведческих терминов в беседе и сочинении по картине/формат, композиция, свет, цвет и др./
- анализ и выражение подтекста картины, ее эмоциональное воздействие с помощью графического и лексического словаря настроений, установление соответствия между изобразительно-выразительными средствами в литературном, музыкальном и живописном произведениях.
Система упражнений по развитию речи учеников на основе восприятия произведений изобразительного искусства предопределяется структурой и содержанием учебной деятельности учеников. Упражнения объединены общей целью и способствуют речевому развитию учащихся. В их основу положены речевые умения, основным из которых является умение создавать речевое высказывание.
Упражнения как виды речевой деятельности ставят детей в ситуацию многократного повторения и вариантного применения полученных знаний и умений в различных связях и умениях. Упражнения формируют не только способность анализировать произведения изобразительного искусства, намеренно использовать различные средства речевой выразительности, конструирование текстов, но и требуют от учащихся решения разнообразных задач, что обеспечивает интенсивную работу мышления, направленную на поиск путей и средств решения, активность и самостоятельность школьников.
Прочные навыки не формируются эпизодически и за короткий срок – они требуют постоянного и длительного внимания, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Поэтому мною был разработан образовательный проект «Развитие речи». Данный проект объединяет разнообразные виды заданий, нацеленных на активизацию словарного запаса ребенка; на работу с материалом по исследованию значений слов и разнообразных оттенков этих значений; на работу с материалом, направленным на устранение наиболее часто встречающихся ошибок детей. На каждом занятии детям предлагается написать сочинение по готовому плану или самостоятельно составленному. Таким образом, за год ученик дополнительно выполнит около 30 творческих работ, сочинений. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексика – дети усваивают ранее неизвестные им речевые обороты, выражения, задумываются над целесообразностью их применения в той или иной ситуации. У многих пробудилась потребность познания родного слова в процессе работы со словарем, справочными материалами, уже к концу второго года обучения у учащихся значительно повышается качество обучения учащихся по русскому языку.
Такая целенаправленная систематическая работа по совершенствованию речи учащихся способствует общему умственному развитию, формирует личностные качества школьников. Уместно вспомнить слова Л.Н.Толстого: «Если ученик в школе не научился сам творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений». Именно поэтому сочинение является главным видом упражнений по развитию речи. Все остальные упражнения надо рассматривать как вспомогательные, позволяющие развивать отдельные речевые умения или сообщающие определенные сведения, направленные на понимание живописного произведения.

Библиографический список:

1.     Воробьева В.И., Тивинова С.К. Сочинение по картинам в начальных классах./ В.И.Воробьева, С.К.Тивинова. - Тула: ООО «Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издат. «Астрель»: ООО «Издат. АСТ», 2004.-220,/4/с.: ил.
2.     Костенко Ф.Д. Дидактический материал по развитию речи: 2 кл. Пособие для учителя./ Ф.Д.Костенко, - изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение,1979. – 319с. с ил.
3.     Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С.Соловейчик, П.С.Желек, Н.Н.Светловская и др.; Под ред. М.С.Соловейчик, - М.: Издательский центр «Академия». 1997.-383 с.

irina.volckowa2013@yandex.ru, 8-918-4393212
2018