Библиографическое описание:
Миловидова К.М. Проект «Играем и развиваемся». Образовательный геокэшинг для познавательного развития старших дошкольников // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.
Актуальность
В настоящее время система дошкольного образования ориентирована на разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе социального и этико-эстетического воспитания российского народа, культурных и национально- культурных традиций.
Современные дети находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. В организованных видах деятельности они зачастую не могут сосредоточиться, им по-прежнему нужны игровые и заинтересовывающие моменты.
По данным Е.О. Смирновой, «дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом».
Детская познавательная активность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации образовательного процесса.
В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
В соответствии с ОП ДО, разработанной на основе ФОП ДО, одной из задач является «обеспечение развития личностных, интеллектуальных способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности».
Сегодня, учитывая современные реалии, нормативно-правовые документы (ФГОС ДО) воспитатели должны использовать в воспитательно-образовательном процессе технологии. Одной из таких технологий является игровая технология геокешинг.
Вопросы эффективного использования технологии «образовательного геокэшинга», как педагогического средства развития познавательной активности дошкольников до настоящего времени не решены в полной мере. Благодаря «информационно-рецептурному» обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения – поисковая активность. И это не удивительно, ведь такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании» (В.Т. Кудрявцев).
Технология геокэшинга позволяет делать обучение увлекательным, креативным и личностно-значимым, развивая познавательную активность в проектной и исследовательской деятельности дошкольников.
Развитие познавательной активности средствами геокэшинга становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельностный подход к развитию личности каждого ребенка. Оно позволяет вынести обучение за рамки детского сада. Это лучший способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями и историческим значением нашего города. Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всем многообразии нашего окружающего мира.
Геокэшинг – это новая игра, которой увлекаются во всем мире. Геокэшинг ("geocaching", от греч. "geo" - Земля, англ. "cache" - тайник) во взрослой среде - это "поиск сокровищ». В России геокешинг появился в 2002 году. Первые энтузиасты заложили «тайник» в Московской области и уже через год игра разрослась до 100 «тайников». Главная особенность российского геокешинга- это то, что «тайники» создаются в местах, обладающих природным, историческим, культурными или географическим интересом. По нашему мнению, геокешинг- это эффективный способ узнать много интересного, познавательного о родном крае, уметь действовать в различных жизненных ситуациях. На основе этой игры существует образовательный «геокешинг» — новое направление педагогики, которое можно использовать и в работе с дошкольниками.
«Образовательный геокешинг» — педагогическая технология, помогающая ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Суть технологии – организация игровой деятельности детей, при наполнении её познавательным, развивающим материалом.
Информационная карта проекта
Название проекта
«Играем и развиваемся».Образовательный геокэшинг для познавательного развития старших дошкольников.
Автор проекта
Миловидова Кристина Михайловна
Продолжительность проекта
Долгосрочный
Тип проекта
Игровой, познавательный
Участники проекта
Дети старшего дошкольного возраста; воспитатели, родители.
Цель проекта
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами образовательного геокешинга»
Задачи проекта
для детей
1.Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; интеллектуальных способностей;
2.Развивать умения определять и применять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
3.Воспитывать волевые и дружеские качества, чувство товарищества, взаимопомощи.
для педагогов
Семинар-практикум: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами «Образовательного геокэшинга»
для родителей
Знакомство родителей с формами реализации технологии «образовательного геокэшинга», его возможностях и влиянии на развитие ребенка.
Формы проведения итоговых мероприятий
· фотовыставки «Как растет наш микрорайон», «До свидания, лето»;
· фоторепортажи «Изучаем муравьиную семью», «Жизнь замечательных детей», «Мы в лесок ходили», «Юные олимпийцы»;
· развлечения и досуги «День Земли», «Спас про запас», «Праздник цветов», «Осенний праздник», «В гостях у Лесовичка»;
· выставки творческих работ «Мой город», «Зайчишки-плутишки», «Осенний вернисаж», «До свидания, лето»;
· выпуск альбомов, книжек – малышек и т.д.
Продукты проекта:
· познавательные беседы; например, «Как правильно вести себя на природе», «Какой бывает осень?», «Что нам осень принесла?» и др.;
· экскурсии к дороге, на стройку, в лес, в ландшафтный парк, на стадион и т.д.;
· минутки доброты; например, «Как поднять настроение другу?», «Что такое любовь?», «Ребята, давайте жить дружно», «Волшебное слово» и др.;
· минутки размышлений «Почему подъемный кран не ложится спать?», «Где живет светофор?», «Как помочь цветам не засохнуть на клумбе?», «Где живут синички?», «Почему одуванчик сменил платьице?»;
· акции; например: «Птичий домик», «Хлебные крошки», «Покормите птиц зимой», «Неделя добра» и др.;
· трудовой десант; «Борьба с королем Мусора», «В гостях у феи Чистоты»;
· экологический патруль «Юные защитники природы»;
· клуб исследователей природы «Юный эколог»;
· лаборатория юного эколога «Любознайка»;
· составление карт, схем;
· коллекционирование; например, «Гербарий осенних листьев», «Коллекция фантиков», «Коробка замечательных вещей», «Коллекция Вороненка» и другие;
· выставки и экспозиции; например, «Такие разные дома», «Дед Мазай и зайцы», «Лес, точно терем расписной», «Елочка – зеленая иголочка»;
· игры-путешествия, например, «В гости к ветерку», «Берлога для медведя», «Путешествие со Светофориком», «Наш микрорайон», «О чем нам расскажет подъемный кран?»;
· экологические сказки, например, «Как пчелки спасали лето», «Лесная сказка».
для детей
для родителей
Консультации, видеопрезентации, памятки, открытые занятия, беседы.
для педагогов
Семинар — практикум
Ожидаемые результаты
Развитие познавательной активности, интеллектуальных способностей, самостоятельности, инициативности;
обогащение ребёнка знаниями, умению самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт.
Развитие его человеческих, социальных чувств.
для детей
для родителей
Самостоятельное использование технологии
«Образовательного геокэшинга».
Игра «Совершите экскурсию к задуманному объекту», где родителям совместно с детьми предлагаются записки-ориентиры, которые в итоге приводят к задуманному объекту.
для педагогов
Внедрение технологии «Образовательного геокэшинга» в работу.
Технологический аспект включает 4 этапа:
1 этап – предварительный
Рассматривание иллюстраций о путешественниках, туристах, фотографий о природе, отгадывание загадок, слушание звуков природы. Изготовление макетов группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта находящегося за территорией учреждения с целью более подробного знакомства с территорией ДОУ.
Проведение игр-занятий по ориентированию, направленные на развитие умения работать с макетом, картой-схемой. С помощью логических игр и упражнений развиваем математические способности детей, которые способствуют формированию мыслительных процессов, умению удерживать в памяти многоступенчатые задания. Используя различные головоломки, развиваем смекалку, зрительную память, воображение и.т.д.
2 этап - подготовительный
Создание сценария, подбор задач для каждого задания, подготовка материала и оборудования для проведения игры, целью которой является найти тайник.
Создание условий для проявления поисковой активности, познавательной активности.
3 этап - проведение игры
На данном этапе решаются задачи:
- закреплять умения детей ориентироваться по карте на местности;
- умение высказывать суждения в проблемной ситуации; оздоровлять детей, развивать силу, ловкость;
- привлекать к совместной деятельности командой, закреплять правила поведения в природе, закреплять знания об окружающем мире;
- воспитывать бережное отношение к окружающему, дружественные отношения в коллективе детей.
Формы работы с детьми: рассматривание карт-схема маршрута к тайнику, беседы, ответы на вопросы, связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, поиск тайника.
4 этап - презентация результатов
На 4 этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт: сезонные выставки с найденными атрибутами, проведение трудовых десантов, фотовыставки, чаепития.
Библиографический список
1.Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959. Вып. 16. № 265.
2.Берлайн, Д.Е. Любознательность и поиск информации / Д.Е. Берлайн // Вопросы психологии. – 1966. – № 3.
3.Гурьянова Л.С., Гаврилина Л.В. Кондратьева Н.Л. Использование элементов геокешинга в организации досуговой деятельности старших дошкольников // ДЕТИ РОССИИ ОБРАЗОВАННЫ И ЗДОРОВЫ. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 16-17 апреля 2009 г. — М.: 2009.
4. Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста (Учебно-методический комплекс) / авт.-сост.: Л.А. Попова, С.В. Адаменко, Р.М. Литвинова, Т.Г. Олешкевич и др. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012.
5. Петровский А. В. Личность в психологии с позиций системного подхода. // Вопр. психол. 1981. № 1. С. 57.
Миловидова К.М. Проект «Играем и развиваемся». Образовательный геокэшинг для познавательного развития старших дошкольников // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.
Актуальность
В настоящее время система дошкольного образования ориентирована на разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе социального и этико-эстетического воспитания российского народа, культурных и национально- культурных традиций.
Современные дети находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. В организованных видах деятельности они зачастую не могут сосредоточиться, им по-прежнему нужны игровые и заинтересовывающие моменты.
По данным Е.О. Смирновой, «дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом».
Детская познавательная активность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации образовательного процесса.
В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
В соответствии с ОП ДО, разработанной на основе ФОП ДО, одной из задач является «обеспечение развития личностных, интеллектуальных способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности».
Сегодня, учитывая современные реалии, нормативно-правовые документы (ФГОС ДО) воспитатели должны использовать в воспитательно-образовательном процессе технологии. Одной из таких технологий является игровая технология геокешинг.
Вопросы эффективного использования технологии «образовательного геокэшинга», как педагогического средства развития познавательной активности дошкольников до настоящего времени не решены в полной мере. Благодаря «информационно-рецептурному» обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения – поисковая активность. И это не удивительно, ведь такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании» (В.Т. Кудрявцев).
Технология геокэшинга позволяет делать обучение увлекательным, креативным и личностно-значимым, развивая познавательную активность в проектной и исследовательской деятельности дошкольников.
Развитие познавательной активности средствами геокэшинга становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельностный подход к развитию личности каждого ребенка. Оно позволяет вынести обучение за рамки детского сада. Это лучший способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями и историческим значением нашего города. Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всем многообразии нашего окружающего мира.
Геокэшинг – это новая игра, которой увлекаются во всем мире. Геокэшинг ("geocaching", от греч. "geo" - Земля, англ. "cache" - тайник) во взрослой среде - это "поиск сокровищ». В России геокешинг появился в 2002 году. Первые энтузиасты заложили «тайник» в Московской области и уже через год игра разрослась до 100 «тайников». Главная особенность российского геокешинга- это то, что «тайники» создаются в местах, обладающих природным, историческим, культурными или географическим интересом. По нашему мнению, геокешинг- это эффективный способ узнать много интересного, познавательного о родном крае, уметь действовать в различных жизненных ситуациях. На основе этой игры существует образовательный «геокешинг» — новое направление педагогики, которое можно использовать и в работе с дошкольниками.
«Образовательный геокешинг» — педагогическая технология, помогающая ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Суть технологии – организация игровой деятельности детей, при наполнении её познавательным, развивающим материалом.
Информационная карта проекта
Название проекта
«Играем и развиваемся».Образовательный геокэшинг для познавательного развития старших дошкольников.
Автор проекта
Миловидова Кристина Михайловна
Продолжительность проекта
Долгосрочный
Тип проекта
Игровой, познавательный
Участники проекта
Дети старшего дошкольного возраста; воспитатели, родители.
Цель проекта
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами образовательного геокешинга»
Задачи проекта
для детей
1.Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; интеллектуальных способностей;
2.Развивать умения определять и применять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
3.Воспитывать волевые и дружеские качества, чувство товарищества, взаимопомощи.
для педагогов
Семинар-практикум: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами «Образовательного геокэшинга»
для родителей
Знакомство родителей с формами реализации технологии «образовательного геокэшинга», его возможностях и влиянии на развитие ребенка.
Формы проведения итоговых мероприятий
· фотовыставки «Как растет наш микрорайон», «До свидания, лето»;
· фоторепортажи «Изучаем муравьиную семью», «Жизнь замечательных детей», «Мы в лесок ходили», «Юные олимпийцы»;
· развлечения и досуги «День Земли», «Спас про запас», «Праздник цветов», «Осенний праздник», «В гостях у Лесовичка»;
· выставки творческих работ «Мой город», «Зайчишки-плутишки», «Осенний вернисаж», «До свидания, лето»;
· выпуск альбомов, книжек – малышек и т.д.
Продукты проекта:
· познавательные беседы; например, «Как правильно вести себя на природе», «Какой бывает осень?», «Что нам осень принесла?» и др.;
· экскурсии к дороге, на стройку, в лес, в ландшафтный парк, на стадион и т.д.;
· минутки доброты; например, «Как поднять настроение другу?», «Что такое любовь?», «Ребята, давайте жить дружно», «Волшебное слово» и др.;
· минутки размышлений «Почему подъемный кран не ложится спать?», «Где живет светофор?», «Как помочь цветам не засохнуть на клумбе?», «Где живут синички?», «Почему одуванчик сменил платьице?»;
· акции; например: «Птичий домик», «Хлебные крошки», «Покормите птиц зимой», «Неделя добра» и др.;
· трудовой десант; «Борьба с королем Мусора», «В гостях у феи Чистоты»;
· экологический патруль «Юные защитники природы»;
· клуб исследователей природы «Юный эколог»;
· лаборатория юного эколога «Любознайка»;
· составление карт, схем;
· коллекционирование; например, «Гербарий осенних листьев», «Коллекция фантиков», «Коробка замечательных вещей», «Коллекция Вороненка» и другие;
· выставки и экспозиции; например, «Такие разные дома», «Дед Мазай и зайцы», «Лес, точно терем расписной», «Елочка – зеленая иголочка»;
· игры-путешествия, например, «В гости к ветерку», «Берлога для медведя», «Путешествие со Светофориком», «Наш микрорайон», «О чем нам расскажет подъемный кран?»;
· экологические сказки, например, «Как пчелки спасали лето», «Лесная сказка».
для детей
для родителей
Консультации, видеопрезентации, памятки, открытые занятия, беседы.
для педагогов
Семинар — практикум
Ожидаемые результаты
Развитие познавательной активности, интеллектуальных способностей, самостоятельности, инициативности;
обогащение ребёнка знаниями, умению самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт.
Развитие его человеческих, социальных чувств.
для детей
для родителей
Самостоятельное использование технологии
«Образовательного геокэшинга».
Игра «Совершите экскурсию к задуманному объекту», где родителям совместно с детьми предлагаются записки-ориентиры, которые в итоге приводят к задуманному объекту.
для педагогов
Внедрение технологии «Образовательного геокэшинга» в работу.
Технологический аспект включает 4 этапа:
1 этап – предварительный
Рассматривание иллюстраций о путешественниках, туристах, фотографий о природе, отгадывание загадок, слушание звуков природы. Изготовление макетов группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта находящегося за территорией учреждения с целью более подробного знакомства с территорией ДОУ.
Проведение игр-занятий по ориентированию, направленные на развитие умения работать с макетом, картой-схемой. С помощью логических игр и упражнений развиваем математические способности детей, которые способствуют формированию мыслительных процессов, умению удерживать в памяти многоступенчатые задания. Используя различные головоломки, развиваем смекалку, зрительную память, воображение и.т.д.
2 этап - подготовительный
Создание сценария, подбор задач для каждого задания, подготовка материала и оборудования для проведения игры, целью которой является найти тайник.
Создание условий для проявления поисковой активности, познавательной активности.
3 этап - проведение игры
На данном этапе решаются задачи:
- закреплять умения детей ориентироваться по карте на местности;
- умение высказывать суждения в проблемной ситуации; оздоровлять детей, развивать силу, ловкость;
- привлекать к совместной деятельности командой, закреплять правила поведения в природе, закреплять знания об окружающем мире;
- воспитывать бережное отношение к окружающему, дружественные отношения в коллективе детей.
Формы работы с детьми: рассматривание карт-схема маршрута к тайнику, беседы, ответы на вопросы, связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, поиск тайника.
4 этап - презентация результатов
На 4 этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт: сезонные выставки с найденными атрибутами, проведение трудовых десантов, фотовыставки, чаепития.
Библиографический список
1.Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959. Вып. 16. № 265.
2.Берлайн, Д.Е. Любознательность и поиск информации / Д.Е. Берлайн // Вопросы психологии. – 1966. – № 3.
3.Гурьянова Л.С., Гаврилина Л.В. Кондратьева Н.Л. Использование элементов геокешинга в организации досуговой деятельности старших дошкольников // ДЕТИ РОССИИ ОБРАЗОВАННЫ И ЗДОРОВЫ. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 16-17 апреля 2009 г. — М.: 2009.
4. Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста (Учебно-методический комплекс) / авт.-сост.: Л.А. Попова, С.В. Адаменко, Р.М. Литвинова, Т.Г. Олешкевич и др. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012.
5. Петровский А. В. Личность в психологии с позиций системного подхода. // Вопр. психол. 1981. № 1. С. 57.