Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf
В реалиях современного мира часто возникает вопрос, так ли необходимо какое-то особенное гендерное воспитание детям дошкольного возраста.
В последнее время педагоги и психологи говорят о воспитании как гармоничной картине, где учтены все аспекты развития личности, что подразумевает педагогическую работу с детьми, учитывающую не только их биологический пол, но и социальный — «гендер».
Наше отношение к полу развивается очень рано. В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицировать себя. В период от 4 до 7 лет вырабатывается гендерная устойчивость. Детям становится ясно, что гендер – явление постоянное, что из мальчиков вырастают мужчины, а из девочек – женщины. Приходит понимание, что принадлежность к тому или иному полу не меняется в зависимости от личных пожеланий ребенка или ситуации.
Изучение гендерной идентичности, гендерных ролей, стереотипов и формирование здорового взгляда на свой пол и своё «я» начинается достаточно рано. Поэтому в детском саду уделяется внимание гендерному воспитанию, практическая реализация которого осуществляется силами как воспитателей, педагогов и психологов, так и родителей.
Стоит вопрос перед взрослыми, как реализовать гендерное воспитание в различных возрастных группах? Ведущим видом деятельности в возрасте от трёх до шести лет является игра. Игровой подход широко используется воспитателями, потому что именно так возможно наиболее эффективно создать педагогические ситуации, способствующие накоплению положительного опыта гендерного поведения. В различных группах могут применяться приёмы, направленные на конкретные возрастные задачи, но в целом игры в рамках гендерного воспитания имеют цель:
развить знания детей о принадлежности к соответствующему полу;
закрепить положительное эмоциональное отношение к собственному полу;
развить гендерные представления (о лучших качествах, присущих мужчинам и женщинам, о толерантности, знания о семье и семейных традициях и т. д.).
Например, в поле образовательных задач можно читать с детьми сказки, где в сюжете затронута семейная жизнь персонажей (подойдут почти любые сказки Пушкина) или взаимоотношения между героями разного пола (например, в «Сказке о золотом ключике» — Буратино и Мальвина), а потом беседовать с детьми о том, как они понимают прочитанное. Можно также рассказывать детям об основных функциях семьи, семейных традициях, знакомить с профессиями и трудовой деятельностью.
К развивающим задачам можно отнести:
упражнения на логику и умение классифицировать (хотя бы на примере предметов гардероба — кто какую носит одежду, обувь, головные уборы и проч.);
музыкальные и физические развивающие игры и т. д.;
задания на умение выделять отличительные признаки, которые у девочек и мальчиков проявляются во внешнем виде и одежде, поведении, интересах и т. д.
Разумеется, в соответствии с возрастной категорией формулировка задачи будет возрастать от простого к сложному. Если в младшей группе можно учить определять мальчиков и девочек по картинкам, куклам и игрушкам, то в старшей уже стоит привлекать известных сказочных героев, давать более сложные загадки, использовать комплексное музыкальное оформление и т. д.
Для облегчения детьми принятия собственной гендерной идентичности воспитатели и родители должны учитывать психологические отличия и особенности развития мальчиков и девочек. В связи с этим разработана новая технология воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость.
Следует помнить, что развитие мальчиков и девочек протекает по-разному. Учеными накоплен ряд интересных фактов различия мальчиков и девочек в формировании и развитии моторики, зрительно восприятия, речи. По-разному происходит и поло ролевая идентификация. Причиной этих различий являются как биологические, так и социальные факторы.
Большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания, - женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т. п. Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение, сколько осуждают «немужское» («тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это объясняет, почему у девочек поло ролевая идентификация является непрерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков. Таким образом, в дальнейшем своем развитии мальчику предстоит трудная задача: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях процесс становления гендерной идентичности для мальчиков проходит довольно проблематично и поэтому в семейном воспитании необходимо учитывать и применять дифференцированные формы воспитания девочек и мальчиков с учетом их различий.
Библиографический список
1. Виноградова, Н. А. Формирование гендерной идентичности : метод. пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. – Москва : Сфера, 2012. – 125 с.
2. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – Москва : Аспект-Пресс, 2010. – 295 с.
3. Доронова, Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду : пособие для дошкол. образоват. учреждений / Т. Н. Доронова. – Москва : ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 212 с.
4. Доронова, Т. Н. Пол или гендер?: (девочки налево, мальчики направо!) / Т. Н. Доронова // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2009. – № 3. – С. 3-6.
5. Запорожец, А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях / А. В. Запорожец // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста : сб. науч. тр. / науч. ред. А. В. Запорожец, Т. А. Маркова. – Москва : Просвещение, 1978. – С. 30-43.