Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Сатрукова Л. А., Черепанова Е. Е. Психолого-педагогический маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках консультационного центра

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


За последнее десятилетие в России значительно выросло число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К сожалению, не все педагогические коллективы дошкольных учреждений имеют достаточный опыт работы с детьми с нарушениями физического или психического развития различного онтогенеза. В связи с этим, в нашей стране в последние годы разрабатываются определённые направления и программы социальной политики, нацеленные на решение проблемы их медицинского сопровождения, обучения, социализации и пребывания в образовательных учреждениях. Особое внимание уделяется и психолого-педагогическому сопровождению семей, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Очень актуальным вопросом является оказание своевременной помощи и поддержки родителям (законным представителям) в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ, в том числе детей со сложносочетанными дефектами.
В дошкольном образовательном учреждении муниципального округа г. Краснодара «Детский сад комбинированного вида № 223 «Лебёдушка»» в рамках инновационной деятельности реализуется проект «Психолого-педагогический маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках консультационного центра». Консультационный центр, функционирующий в ДОУ, посещают родители с детьми, имеющие общее недоразвитие речи, дети с задержкой психического развития, с расстройством аутистического спектра, различными генетическими заболеваниями (синдром Дауна, синдром Рубинштейна –Тейби) и др.
В детском саду функционирует 2 группы «Особый ребенок», 4 группы для детей с задержкой психического развития, 8 групп для детей с общим недоразвитием речи. В течение своей многолетней деятельности детский сад № 223 «Лебёдушка» накопил огромный опыт работы с различными уровнями психического, физического и интеллектуального развития детей.
Консультационный центр на базе детского сада обладает всеми необходимыми условиями для организации работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, помогает сориентироваться родителям, на что нужно обратить внимание в первую очередь и определить дальнейший маршрут действий.
Одним из направлений развития работы МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 223 «Лебёдушка» в рамках психолого-педагогической помощи родителям, имеющих детей с ОВЗ стало участие в конкурсе инновационных проектов среди образовательных организаций МО г. Краснодар по теме «Психолого-педагогический маршрут для детей с ОВЗ в рамках консультационного центра» (2018 г.). Основная цель этого проекта заключалась в разработке и апробировании системы работы, которая позволяла определить направление познавательного развития ребенка с ОВЗ.
В связи с этим, педагогами дошкольного образовательного учреждения были разработаны кейсы «Диагностика познавательной деятельности ребенка с ОВЗ», которые представлены по возрастам от 3х до 7ми лет. Материалы содержат собственные разработанные диагностические методики, которые могут использоваться в качестве диагностического инструментария в работе психолого-педагогических консилиумов, в практической работе педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов в образовательных организациях.
Кейсы состоят из 3х частей:
1. Методические рекомендации с описанием методик и процесса организации проведения психолого-педагогической диагностики. В этом разделе также представлены дифференциальные признаки диагностики для разных категорий детей: умственной отсталостью, задержкой психического развития, с отсутствием речи, аутоподобным поведением.
2. Протокол обследования ребенка
3. Приложения, которые представлены в виде компактных альбомов на кольцах со съемными листами и стимульным материалом на липучках. Для удобства карточки хранятся в отдельных конвертах, которые вставляются в альбом.
Наглядный материал реалистичен и не вызывает у ребенка затруднений при узнавании. Красочная, разнообразная диагностика на липучках помогает развивать мелкую моторику, творчество и воображение, координацию движения глаз и рук, а также стимулируют проявления детьми познавательного интереса.
Данные кейсы можно использовать не только во время диагностики, но также в индивидуальной работе с детьми с целью развития высших психических функций и закрепления пройденного материала.
Другое важное направление в работе консультационного центра - своевременное выявление группы риска, куда входят дети с аутоподобным поведением. Выявление признаков РАС на ранних этапах развития ребёнка стоит в приоритете у сотрудников центра, т.к. это врожденная особенность характера, пожизненное расстройство, для максимальной коррекции требующее многолетних усилий разнопрофильных специалистов: психиатра, невролога, логопеда, дефектолога, психолога, социального педагога. Не стоит забывать и о главенствующей роли родителей в реабилитации, которым потребуется немалое время для осознания и принятия особенностей своего ребёнка и выбора стратегии коррекционного вмешательства.
Первичная психолого-педагогическая диагностика для выявления признаков аутизма обязательно проводится квалифицированными педагогами: педагогом-психологом и учителем-дефектологом, имеющими достаточный опыт коррекционной работы с детьми с РАС, а также с детьми с умственной отсталостью и задержкой психического развития для проведения более точных диагностических мероприятий и возможности выявления первичного дефекта. Очень важно не допустить ошибки в диагностике, т.к. её результаты позволяют педагогу совместно с родителями правильно спланировать направления коррекционной педагогической работы, а также составить актуальный план по программе реабилитационных мероприятий.
В связи с этим сотрудниками консультационного центра было разработано пособие «Первичная экспресс-диагностика для выявления признаков аутистического спектра у детей 2-7 лет». Данное диагностическое пособие представляет собой упрощенную экспресс-диагностику детей в возрасте от 2 до 7 лет для первичной консультации ребёнка и родителя в рамках ДОУ или другого коррекционного центра. Основная цель пособия - максимально корректно в условиях первичной консультации, ограниченной по времени, определить наличие/отсутствие проявлений аутистического спектра у диагностируемого.
Еще одно направление работы консультационного центра в рамках разработки психолого-педагогического маршрута – это диагностическое обследование и консультация инструктора по физической культуре. Нормальный рост и полноценное развитие костной и мышечной системы - это залог здоровья ребёнка. Своевременное выявление проблем физического развития позволяет предупредить и предотвратить ряд осложнений в будущем.
Консультация инструктора по физической культуре осуществляется с помощью визуального осмотра, в ходе которого обследуется функциональное состояния опорно-двигательного аппарата. Это позволяет выявить целый ряд факторов, среди которых особое значение имеют: малые аномалии развития, характер осанки, положение позвоночника во фронтальной плоскости, форма ног; величина сводов стопы; признаки дисплазии; мышечные дисбалансы. Результаты осмотра заносятся в специальную разработанную сотрудниками ДОУ таблицу наблюдений, после чего родителям дается консультация по улучшению общего физического состояния, если необходимо, рекомендации посещения врача-ортопеда, хирурга, либо другого профильного врача в медицинском учреждении.
В результате диагностических мероприятий разрабатываются дорожные карты для детей, в том числе не посещающих ДОУ (со стороны) с указанием возможных маршрутов коррекции познавательной сферы дошкольника с ОВЗ, рекомендаций посещения других специалистов, консультаций для прохождения ПМПК и ознакомление родителей с перечнем реабилитационных центров города, где они могут получить дополнительную помощь. При условии вакантных мест в ДОУ родитель после прохождения краевой ПМПК обращается в МФЦ для получения направления и впоследствии ребенок с ОВЗ зачисляется в группу компенсирующей направленности.
Все разработанные сотрудниками консультационного центра материалы имеют рецензию Института Образования Краснодарского края.
Трёхлетний опыт работы консультационного центра на базе МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида №223 «Лебёдушка» доказал эффективность системы работы, которая позволяет выявить ребёнка с ОВЗ в раннем возрасте, определить направление реабилитационных действий, оказать всестороннюю психологическую и практическую помощь родителям.

Библиографический список

1.       Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие. Под.ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт,2009. – 27 с.
2.       Семаго Н.Я., Бородина Л.Г., Семаго М.М. Типология отклоняющегося развития. Варианты аутистических расстройств. М.: Генезис, 2020. — 368 с.;

2021