Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf
Игра для школьника важна, понятна, это часть его жизненного опыта. Обучение в игре происходит незаметно для учащегося, потому что все его внимание сосредоточено на игре, а не на усвоении знаний, как это бывает во время обучения на уроках в школе. Учитель, передавая знания с помощью игры, учитывает не только будущие интересы учащихся, но и удовлетворяет сегодняшние. Используя игру, учитель организовывает учебную деятельность, исходя из природных потребностей ребенка, а не своего (взрослого) понимания. Игра способна также решить еще одну проблему - она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Игры развивают смекалку, находчивость, внимание, интерес, развивают волю.
Планируя урок, я стараюсь учитывать особенности психофизического развития детей с ОВЗ, их индивидуальные возможности, обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Провожу уроки таким образом, чтобы в ходе обучения ребята не только осваивали учебный материал, но и постепенно исправляли недостатки психофизического развития.
В начале урока на этапе организационного момента включаются такие приёмы, как фантастическая добавка «Машина времени», элемент театрализации и постановка проблемы от лица исторического персонажа. Эти приёмы позволяют привлечь интерес учащихся к теме.
Дидактические задания предстают в форме коррекционных упражнений на доступном для учащихся уровне. Например, с целью развития поисковой деятельности учащихся использую следующие коррекционные задания:
- заполни пропуски (пропущены либо даты, либо события);
- расположи в хронологической последовательности (исторические события даны непоследовательно);
- соедини стрелками даты и события, расположенные вразброс, убери лишнее;
- даны таблица, схема: заполни недостающие пункты таблицы, подбери информацию к схеме; и т.д.
С целью развития мыслительной деятельности даю следующие коррекционные упражнения:
- «Исключение понятий». Зачитываются 5 слов. Четыре из них объединяются общим родовым понятием, а пятое не относится к данному понятию. Ученики заслушивают эти слова в течение 10 секунд, а затем записывают лишнее слово, например: сословие, дворяне, крестьяне, казаки, барщина;
- «Перечень заглавий к тексту». Берется небольшой рассказ или сообщение на историческую тему. К нему надо подобрать как можно больше заголовков, отражающих его содержание;
- «Упражнения в анализе и синтезе». Тест «Анаграмма». По данной анаграмме найти исходное слово.
Д М Т И Р Й И Д Н О С О К Й
Из букв, которые вы видите на доске вам необходимо составить слово.
Даю подсказку. Князь, одержавший победу над ордынцами на Куликовом поле. (Дмитрий Донской)
Можно составлять любые слова из букв, которые встречаются в тексте учебника.
Для развития активного словаря учеников предлагаю следующие задания:
- Метод словесной ассоциации по схемам: в ответ на слово учителя необходимо в качестве ответа использовать только прилагательные (побоище – Ледовое, князь – Великий……или только глаголы (полководец – командует, ученый – изобретает...).
Во внеурочной деятельности провожу «Свою игру», обобщив знания по разделам «Древний Восток», «Древняя Греция». При проведении такого внеурочного занятия у детей с ОВЗ из 5 класса с привлечением обучающихся из 6 класса, добиваюсь следующих целей: повышение мотивации, образное восприятие учебного материала, коммуникативные навыки работы.
При работе с новыми терминами хороша Игра «Переводчик» (Работа со словарём). Термины находим в учебнике в разделе «СЛОВАРЬ». По ходу игры школьникам предлагается перевести историческую фразу с научного языка на доступный. Например, «Акрополь» - укрепленная, обычно возвышенная часть города, где находился храм божества-покровителя. Учитель предлагает всем желающим высказать разные варианты. Самые интересные, доступные и лаконичные фразы можно записать на доске и в тетрадь.
Использование игр на уроке даёт возможность длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели, обеспечивают решение задач. Я использую такие игры, как «Чистая доска», «Поле чудес», «Поймай рыбку» (на запоминание дат), «Древо познания» и многие другие.
Многие дети с ОВЗ очень медленно пишут или не могут писать вообще. Для упрощения данной задачи используются исторические диктанты. Например, исторический диктант «Египет и Китай» для учеников 5 класса. Ученик пишет только два слова: «Египет» и «Китай». Учитель произносит различные факты, имена, названия, связанные с одним из этих полисов. Все они пронумерованы. Ученик должен поставить цифру напротив того названия страны, которому принадлежит данный факт, событие или имя. Например, 1 – Сфинкс.
Использование игровых технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает целый ряд преимуществ: усиление мотивации, развитие самостоятельной деятельности, активизацию мышления, способности к анализу и обобщениям.
Библиографический список
1. Асмолов А.Г. Принципы системно-деятельностного подхода - конкретно-научной методологии изучения человека в психологии // Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007 - с. 117-184.2. Кучерук Т.А. Учебные игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1989. № 4.
3. Мыскин В.А. Пиктограммы и игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1990. № 6.