Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Калиман Н.Ю. Патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти: волонтерские практики в библиотеке

Библиографическое описание:

Калиман Н.Ю. Патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти: волонтерские практики в библиотеке // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.

С 2019 г. школа сотрудничает с СПб ГБУ «ЦБС Московского района», библиотекой «Орбита» (библиотека №8). Выстраивая работу с библиотекой, мы выбрали направление добровольческой деятельности (культурно-просветительское волонтерство), потому что важнейшей задачей развития личности является формирование социально-активной позиции молодежи и сохранение культурно-нравственных и исторических ценностей.

В школе существует организация волонтеров «Со-Действие», объединяющая учащихся 7-11 классов. В мероприятиях принимают участие старшеклассники, но приобщение к данному виду деятельности происходит в школе уже с 5 класса. Вовлечение растущей личности в социально направленную деятельность приносит пользу как самой личности, так и обществу в целом. Работа добровольцев в библиотеке ориентирована на целенаправленное формирование и последовательное развитие целого комплекса позитивных личностных качеств учащихся: социальной активности, творческого отношения к труду, гражданской ответственности и инициативности, бережного отношения к духовным традициям русского народа, высокого патриотического самосознания.

Волонтёрство в области культуры еще мало распространено у нас в стране. Для развития в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности нужны открытые площадки, на которых учащиеся могут реализовать себя в общественной деятельности посредством социальной активности, взаимодействуя с окружающим миром и обществом. И такими площадками могут стать библиотеки, ведь главная их цель – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России. Значимость библиотеки в социализации личности огромна, ведь они могут предложить подрастающему поколению диалоговые, дискуссионные и другие творческие формы работы с читателями в плане познания историко-культурных ценностей.

С 2019 года детская библиотека «Орбита» является нашим партнером по реализации проектов в рамках внеурочной деятельности. Волонтёры добровольческой организации школы «Со-действие» участвуют в проведении культурно-досуговых мероприятий, ежегодных патриотических акциях, создают презентации, флешбуки, ролики, рисуют иллюстрации к книгам, становятся активными помощниками библиотекарей.

Интеграция внеурочной (культурные практики) и внешкольной (социальные практики) деятельности, совместной педагогической работы образовательного учреждения и других институтов общества (СПб ГБУ «ЦБС Московского района», библиотека «Орбита») помогает создать целостную систему, способствующую воспитанию духовно-нравственных ценностей у учащихся. Таким образом происходит расширение образовательного пространства школы. Участвуя в деятельности библиотеки, волонтеры раздвигают границы своих возможностей, общения и кругозора, становятся образованнее, интеллектуально и духовно богаче.

Преимуществом данной педагогической практики по сравнению с аналогичными является элемент тьюторского сопровождения деятельности учащихся. Учитель-тьютор (это может быть учитель любого предмета) в ходе сопровождения проекта организовывает индивидуальную и групповую самоподготовку, является связующим звеном между учениками и другими участниками образовательного процесса, например, учителями-предметниками, которые дают необходимые консультации.

Ценностно-смысловым компонентом модели такого сопровождения является индивидуальный подход. Учитель-тьютор сопровождает социальное, культурное, личностное самоопределение и самореализацию ученика. Образовательные и воспитательные задачи, которые стоят перед учителем-тьютором решаются им, исходя из знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

В начале каждого учебного года составляется план работы с ориентацией на мероприятия, в которых библиотеке требуется помощь волонтеров.

Уже несколько лет мы помогаем сотрудникам библиотеки в проведении всероссийской Акции памяти «Блокадный хлеб», которая напоминает о подвиге ленинградцев в годы блокады.

Цель: сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда через интерактивные символы; формирование чувства сострадания, любви и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Акция памяти «Блокадный хлеб» состоит из нескольких этапов:

-проведение внеурочных занятий — это информационно-образовательный блок о гражданском подвиге жителей и защитников блокадного Ленинграда, о значении обороны города в общей Победе в Великой Отечественной войне, демонстрация тематического образовательного видеоролика;

-создание рабочей группы, распределение обязанностей;

-подготовка информационных материалов о блокаде Ленинграда и подвиге его жителей, подготовка текста, с которым учащиеся будут обращаться к гражданам;

-27 января раздача учащимися подготовленных информационных материалов возле библиотеки «Орбита», добровольное получение участниками Акции памяти символических кусочков «блокадного хлеба»;

-рефлексия.

В цикл занятий также обязательно включаем литературно-музыкальную композицию как одну из форм эстетического, нравственного и патриотического воспитания. В процессе взаимодействия волонтерской организации «Со-Действие» с библиотекой «Орбита» стало традицией проведение литературно-музыкальных композиций, приуроченных к важным датам в истории нашей страны. Это форма социально-культурной деятельности, в которой литературный текст и музыка органически связаны единой темой. Литературно-музыкальные композиции раскрывают творческие способности детей, развивают познавательную активность, помогают подрастающему поколению не забывать о прошлом своей культуры, традициях. Для участников и гостей такие встречи с литературой становятся приобщением к культурно-нравственным ценностям русского народа, способствуют воспитанию нравственно-патриотических чувств.

Сотрудники детской библиотеки «Орбита» стараются поддерживать желание ребят принимать участие в значимых событиях и интересных мероприятиях, предоставляя возможность попробовать свои силы в роли добровольных помощников.

Проектная деятельность культурно-просветительской направленности даёт возможность для создания личностно-развивающей ситуации. Учащиеся включены в реальную творческую деятельность, которая не только привлекает необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и создает условия для формирования и развития высококультурной, гуманной личности.

Результатом такой деятельности является:

1. развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России;

2. формирование коммуникативных компетентностей в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

3. развитие способности оценивать результаты собственной деятельности и одноклассников.

Такая система работы по взаимодействию образовательного учреждения и библиотеки имеет будущее, ведь участвуя в различных направлениях библиотечной работы, учащиеся неизменно обогащаются, развивают свой интеллектуальный, духовный, творческий потенциал, и все это является залогом безусловного успешного сотрудничества на пути духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Данную педагогическую практику можно использовать на любых занятиях внеурочной деятельности духовно-нравственной, социальной и патриотической направленности.

Библиографический список1. Бодренкова Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике: учебно-методическое пособие. М., 2013.

2. Волонтерское (добровольческое) движение в общеобразовательной организации: методическое пособие/ авт.-сост. Т. Н. Арсеньева, Х. Т. Загладина, В. Е. Менников. Тверь, 2016.

3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителей. 2-е изд. М., 2011.

4. Загладина Х. Т., Арсеньева Т. Н. С чего начинается Родина, или «Воспитание добровольчеством» в российской школе // Воспитание школьника, 2016, №3.

5. Методические рекомендации к курсу по развитию добровольческого движения «Дорогою добра» для 5-9 классов общеобразовательных организаций/ Х. Т. Загладина, И. Б. Шульгина. – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2018.
2023