Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Казакова Н.А., Кобзистая Т.Н., Лошкарёва А.Г. Формирование предпосылок к здоровому образу жизни у дошкольников посредством многофункционального модуля «ЗОЖник»

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


Важнейшим показателем благополучия нации, уровня развития экономики, культуры, образования в стране, является здоровье населения. Наиболее значимой частью человеческого сообщества являются дети. Человек выходит из детства и всю последующую жизнь реализует тот потенциал здоровья, интеллекта, физической и творческой дееспособности, который был заложен и сформирован в детском возрасте.
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Важность такой ориентации очень высока, уже при поступлении в детский сад более 30% детей имеют низкие показатели физического здоровья. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни представляется в современном обществе актуальной. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Поэтому так важно с ранних лет воспитывать у ребенка стремление заботиться о своем здоровье, беречь его. С этой целью было разработан многофункциональный модуль «Зожник».
Цель – формировать знания об укреплении и сохранении своего здоровья, предпосылки к ведению здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Пособие является многофункциональным объектом, возможна сменяемость материала. Объект представляет собой модуль, изготовленный из труб ПВХ, каждая часть модуля олицетворяет один из компонентов ЗОЖ. Детям дошкольного возраста, в силу своих возрастных, психологических особенностей необходимо, особое для восприятия ребенка, методическое пособие, отвечающее требованиям дошкольной педагогики (красочным, ярким, четким, с минимальным количеством текста). В модуле представлены материалы для релаксации и эмоциональной регуляции, атрибуты для закаливания, игры и логические задания для закрепления навыков элементарной первой помощи, схемы и пиктограммы упражнений, атрибуты для подвижных игр, алгоритмы, материалы для знакомства с азами рационального питания и другое. Может быть использовано в работе с детьми в режиме дня, в самостоятельной деятельности. Отдельные элементы модуля могут быть использованы педагогом в организованной образовательной деятельности. В организации работы с дошкольниками, используя пособие, могут быть задействованы подгруппа детей, малая группа – 3-6 человек, индивидуальная работа – 1 ребенок.
Пособие полностью изготовлено, предполагает сменяемость наглядного и игрового материала, с целью усложнения представленных игр и углублению знаний дошкольников о здоровом образе жизни..
Созданное пособие является самостоятельным модулем в развивающей предметно-пространственной среде группы. Наполняемость дидактического пособия варьируется воспитателем в зависимости от степени усвоенного детьми материала. Пособие может быть использовано как в совместной деятельности с педагогом, так и в самостоятельной и даже индивидуальной деятельности с воспитанниками.
Помогает определить    характер    проявления самостоятельности детей, их предпочтения, склонности, пути активизации детей, создание условий, обогащения предметно-развивающей среды, а также эффективные приемы руководства данной деятельностью и условия ее организации.

Оценка эффективности

Дошкольники

Педагоги

-         динамика показателей здоровья;
-         расширение и обогащение опыта детей в области ЗОЖ;
-         осознанное отношение детей к состоянию здоровья как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
-         охват детей, знакомых с основными принципами здорового образа жизни.
-         ориентация инновационной деятельности на важнейший критерий эффективности образовательного процесса - улучшение физического и психического здоровья детей;
-         динамика количества педагогов, владеющих здоровьесберегающими образовательными технологиями;
-         наличие и пополнение банка данных методик по педагогическому сопровождению и формированию культуры здоровья.

Формирование валеологического мышления у всех участников педагогического процесса


Библиографический список

1.       Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века /Авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. - М., 2000.
2.       Змановский, Ю. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях / Ю. Змановский // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 9.
3.       Степаненкова Э. Методика физического воспитания. - М, Мозаика-Синтез, 2005

2019