НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Корчигина Н.В. Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (29) https://f.almanah.su/29.pdf


 На современном этапе развития нашей страны наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу «престижности» и потребностью государства в высококвалифицированных специалистах. Особенно остро эта проблема ощущается в моногородах, когда молодые люди ограничены в выборе профессии из-за недостаточной информированности о профессиях, необходимых в своем регионе, или из-за недостатка рабочих мест.
 Принято считать, что основным периодом самоопределения (выбора будущей профессии) является подростковый возраст. В связи с этим возникает необходимость выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Выбор профессии по душе – одно из слагаемых счастливой жизни человека. То, чем будет заниматься человек в будущем, существенно будет влиять на финансовое положение, социальный статус, общество, с которым придется пересекаться и общаться, и на всю жизнь в целом. К сожалению, бывают ситуации, когда дети становятся заложниками представлений родителей и ближайшего окружения о правильном выборе профессии и получении высшего образования. Многие сталкивались с ситуацией, когда мама знает лучше, на кого пойти учиться, папа уверен, что настоящий мужчина только тот, кто служил в армии, а друзья зовут в свое училище – потому что одному «как-то страшно».
 Средняя школа дает необходимые в жизни знания, но не формирует представления о профессиях. Зачастую ответить на вопрос о том, кем стать, не удается из-за нехватки знаний о специфике той или иной профессиональной деятельности. Не всегда подросток успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически.
 Однако первое знакомство с миром профессий происходит еще в дошкольном детстве. Ведь делать выбор гораздо легче, когда представлено большое многообразие материала для выбора и отведено достаточно времени на размышления. Разговор о профессии необходимо начинать с самого детства. Уже у маленьких детей можно поинтересоваться: «Кем ты хочешь стать в будущем?». Дети отвечают на этот вопрос по-разному: кто-то говорит, что хочет стать врачом, кто-то – учителем, мальчишкам нравятся пожарники, космонавты, а кто-то даже отвечает, что желает стать Президентом. Стоит отметить, что даже игры, в которые играют дети, отражают интересы детей, где они или лечат кого-то, или что-то строят, готовят и так далее. У кого-то в будущем, возможно, и осуществляются детские мечты, а кто-то много раз меняет свое мнение по поводу того или иного вида деятельности. Если же ребенок сильно увлечен чем-то, ему нужно помогать развивать свои способности в этой сфере, подсказывать и направлять в нужном направлении.
 Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
 Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности, способной стать в будущем профессионалом своего дела, на основе формирования представлений о том, что труд – это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе.
 Главная цель ранней профориентации детей – это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, всё это способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности. То есть речь идет о профессиональном самоопределении.
 Непосредственно в детском учреждении происходит самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а только готовит и подводит к этому. Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.
 Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Трудами таких исследователей, как Я.З.Неверович, Д.Б.Эльконин, В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова, Д.В.Сергеева, А.А.Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала.
 В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Труд – не самоцель, а его значение – в воспитательном воздействии на личность ребенка. О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н.Захаров, Е.Гинзберг, Д.Сьюпер, Е.Н.Землянская, С.Н.Чистякова, Е.А.Климов и др. Данные авторы уделяли внимание этапам формирования профессионального самоопределения, возможностям выбора предпочитаемых детьми профессий. В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А.Козлова и А.Ш.Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М.В.Крулехт и В.И.Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Многие педагоги, такие как Н.Е.Веракса и Т.С.Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И.Бабаева и А.Г.Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить детей с конкретной профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий. Постепенно вводить детей в мир экономических отношений, формировать у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи. Развивать ценностное отношение к труду. Эти задачи отражены в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие». Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми.
 Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще недостаточно изученное направление дошкольной педагогики и психологии.

Библиографический список

 1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник. – М.: ЮРАЙТ, 2010. – 812.
 2. Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью [Текст]: перспективное планирование работы с детьми 3- 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 39.
 3. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с.
2020