Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf
Еще в XVIII веке Николай Михайлович Карамзин сказал:
«Чтение и письмо открывают человеку новый мир, особенно в наше время, при нынешних успехах разума».
Проши века! Грандиозные перемены в политике, в экономике, в искусстве, в образовании. В современном информационном обществе человек за месяц получает и обрабатывает столько же информации, сколько человек XVII века - за всю жизнь. Cогласно же данным иследования PISA низкий уровень читательской грамотности у 35% учащихся, средний уровень - 54%, высокий – 11%. Россия из 70 стран заняла 43 место.
Сегодня государство и общественность беспокоят:
- невысокая читательская активность,
- отсутствие интереса к самостоятельной читательской деятельности,
- малый читательский кругозор подрастающего поколения,
- неглубокий интерес к произведениям классической литературы,
- невостребованность научно-познавательной книги;
- приоритет деятельности, связанной с компьютером, которая формирует клиповое мышление, «обгрызенный» язык (академик В.Г. Костомаров)
- низкую культуру устной и письменной речи.
В «Национальной программе поддержки и развития чтения» отмечается: «Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением… на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».
Осознавая эти риски, государство разрабатывает стратегиальную политику для выхода из этой сложной ситуации. Так, 1 февраля 2017 года было принято Постановление Совета Федерации РФ № 20-СФ "О реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года в субъектах Российской Федерации", где в частности в пункте 5 рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить разработку и утверждение региональных программ поддержки чтения.
Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, который включает в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».
Качество обученности смысловому чтению важно и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускают ошибки при формулировании вопросов или суждений.
Проводимая независимая оценка качества образования в форме ВПР содержит задания, направленные на оценку сформированности умений читать и понимать текст, использовать полученную информацию для проведения рассуждений.
Все это подтверждает, что выбор темы моей методической деятельности не случаен, продиктован временем и перспективен!
Цель моей деятельности:
создание условий для формирования навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как средства развития метапредметных результатов обучения.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
- изучить различные стратегии смыслового чтения;
- разработать систему приемов для развития навыков смыслового чтения;
- способствовать повышению мотивации обучения через создание ситуации успеха.
Для достижения успеха в процессе обучения мною были выбраны педагогические технологии:
- продуктивного чтения;
- ИКТ;
- проблемного обучения;
- проектно- исследовательской деятельности;
- обучения в сотрудничестве;
- развития критического мышления.
Новизна моего опыта заключается в применении совокупности элементов известных методик и апробации инновационных форм работы.
«Для того чтобы научить школьников работе с текстом, учитель должен знать, каким конкретным приёмам работы нужно обучать и как это делать».
Мною были изучены методики смыслового чтения. Большой вклад в решение этой проблемы внесли работы В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, З.И. Калмыковой, Н. Сметанниковой, Г. Граник и многих других ученых.
В ходе реализации своего опыта определила наиболее эффективные приемы, методы и технологии по развитию навыков смыслового чтения.
При работе с текстом до чтения мною опробованы 5 стратегий. Их вы видите на экране.
Предтекстовая деятельность предполагает:
- анализ заголовка чтения до начала чтения,
- ответы на вопросы: Что можно узнать? Что нам уже известно?;
- поиск в тексте непонятных слов, выражений и выяснение их смысла, слов в переносном значении и т. п.
- ответы на вопросы: Что можно предположить, исходя из предыдущих знаний?
- О чём можно судить по характеру заголовка?
- Работа с эпиграфом помогает начать мыслить в том же направлении, что и автор.
- Пример использования стратегия «Мозгового штурма» представлен на слайде:
Урок литературы в 9 классе
Тема урока рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»
1. Прием « Мозговой штурм» - устная разминка, совместный поиск группового решения.
Целю стратегии является обращение к личному опыту, для того чтобы подготовить учащихся к личному восприятию произведения:
Обращение к личному опыту.
- Приходилось ли вам встречать фронтовиков? Что это за люди?
- Рассказ называется «Судьба человека».
Вопрос к ученикам: Как вы думаете, о чем это произведение?
- По «ключевым словам» биографии и творчества писателя догадайтесь, о каком писателе пойдет речь сегодня на уроке?
- Писатель 20 века, хутор Кружилин, военный корреспондент газеты «Правда» и « Красная Звезда», рассказы «Нахаленок» и « Судьба человека», награжден Нобелевской премией.
Мозговой штурм формирует умение выделять героев произведения по названию произведения, имени автора, ключевым словам, с опорой на читательский опыт.
Для организации текстовой деятельности использую 9 стратегий. Их вы видите на экране.
В ходе различных видов чтения (чтение вслух, попеременное чтение, про себя с вопросами, с остановками, про себя с пометками) ученики составляют вопросы на объяснение фактов и явлений, на выяснение позиции автора, на выявление смысловых связей в тексте, на критическую оценку описанных в тексте фактов.
Так на уроке литературы в 9 классе
Урок литературы в 9 классе
Тема урока рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»
1. Прием «Чтение с пометками» - система маркировки текста.
Прочитайте отрывок из произведения с карандашом в руке. Отметить значками в тексте нужную информацию: «V» - уже знал; «+» - это новое для меня; «-» думал иначе»; «?» - не понял, есть вопрос, «!» - хочу узнать больше.
Важный этап работы – обсуждение пометок
- Что было для вас знакомым из прочитанного отрывка?
- Что нового вы узнали из прочитанного?
- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?
Работа с текстом после чтения включает в себя:
- составление плана.
- самостоятельное составление схем, рисунков, таблиц, опорных схем по текстам - «Двойной дневник».
- пересказ.
- конспект.
Рассмотрим стратегию «Двойной дневник» на примере, уже рассмотренной нами темы:
Урок литературы в 9 классе
Тема урока рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»
1. Стратегия «Двойной дневник». Учащимся предлагаю заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать цитаты из текста, которые произвели наибольшее впечатление, а во второй графе дать комментарий, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали, т. е. ведут двойную запись.
- «…глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской...» Они как будто выразили боль всего русского народа, пережившего страшную войну.
- «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!» Поведение Соколова олицетворяет непобедимость его воли, силу русского солдата, преданность Родине.
- «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!» Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку.
Оценка результатов
Данная методика, примененная мною на практике, помогает достичь хороших результатов в обучении и при сдаче итоговой аттестации.За последние три года наблюдается динамика или показываются стабильные результаты уровня и качества обученности.
Учебный год
Уровень
обученности
Качество
обученности
2014-2015
Русский язык
100
43
Литература
100
73
2015-2016
Русский язык
100
48
Литература
100
72
2016-2017
Русский язык
96
47
Литература
100
73
В ходе аттестация школы 2016г. была проведена независимая экспертиза успеваемости по русскому языку в 7, 9-х классах. Результаты которой подтверждают годовые отметки обучающихся или выше их.
Класс
Годовая 2015-16 (%)
Экспертная отметка
(%)
Подтвердили годовую отметку
(%)
7а
Успеваемость
100
95
95
«4» и «5»
52
55
Средний балл
3,7
3,7
7в
Успеваемость
100
100
100
«4» и «5»
32
35
Средний балл
3,4
3,45
9в
Успеваемость
100
100
100
«4» и «5»
40
42
Средний балл
3,45
3,5
Всероссийские проверочные работы- 5 класс
ОО
Кол-во уч.
Распределение групп баллов в %
2
3
4
5
Российская федерация
1101170
15.4
39.4
33.4
11.8
Ростовская обл.
36044
12.1
41.7
34.2
12
Аксайский муниципальный район
959
19
43
29.8
8.2
МБОУ Рассветовская СОШ
84
8.3
22.6
46.4
22.6
5г
14
14
29
50
7
Во ВПР участвовало 14 обучающихся их 18, трое – ученики с задержкой психического развития. 57% справились с работой на «4» и «5».
Задания с 8 по 12 – это задания по осмыслению текста. Результаты выполнения этих заданий моими учениками были выше или сопоставимы с результатами по России, Ростовской области и району.
Результаты ОГЭ
Сформированность смыслового чтения проверяется заданиями 6, 8, 15.3 основного государственного экзамена. Результаты выполнения этих заданий на ОГЭ 2017 говорят о том, что мои выпускники в основном справились с ними.Данная методика, примененная мною на практике, также помогает развитию аналитических и творческих способностей учащихся, что видно по результатам их участия в конкурсах и олимпиадах различного уровня.
Результаты участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня
Название конкурса, олимпиады
Учебный год
Количество участников
Класс
Количество победителей и призёров
Всероссийский молодежный чемпионат по русскому языку иязыкознанию
2014-15
23
5-7
1 место в районе
2015-16
9
6-8
2 место в районе
3 место в районе
2016-17
18
5-7
1 место в районе
2 место в районе
3 место в районе
Всероссийский молодежный чемпионат по литературе
2014-2015
9
5-7
1 место в районе
2015-2016
36
6-8
1 место в районе
3 место в районе
2016-2017
6
5-7
1 место в районе
2 место в районе
3 место в районе
Альбус- русский язык
2015
8
5-7
Лауреат
Альбус- литература
2015
11
5-7
Русский медвежонок
2015
33
6-8
2016
5
5-7
1 место в школе
Свой опыт я обобщала на школьном и региональном уровнях, опубликовала методические материалы на сайтах в сети Интернет.
Моя работа отмечена профессиональным сообществом и общественностью на уровне школы, района, региона, в профессиональных сетевых сообществах.
Считаю, что мой опыт формирования навыков смыслового чтения, как основы интеллектуальных умений, может быть применим при работе по различным УМК по русскому языку и литературе и другими учителями предметниками, главное, по-моему, быть готовым к осуществлению творческого пути в обучении детей.
Обобщая свой опыт, хочу выделить проблему, с которой столкнулась – это отсутствие единого диагностического инструментария оценки сформированности навыков смыслового чтения.
В заключении хочу сказать, что я продолжаю работу в этом направлении.
Прохожу дистанционное обучение, участвую в вебинарах, семинарах, конференциях, медианарах. В мои будущие планы входят: использовать свою методику для качественной подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 9-х классах и Единому государственному экзамену.
Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Я желаю всем нам научиться вдумчиво читать, а значит, анализировать, сравнивать, сопоставлять и оценивать знакомую и новую информацию. И тогда мы не утонет в море информации.
Спасибо за внимание! Я готова ответить на ваши вопросы.