Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf
Урок литературы в 9 классе
Тема урока рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»
1. Прием « Мозговой штурм» - устная разминка, совместный поиск группового решения.
Целю стратегии является обращение к личному опыту, для того чтобы подготовить учащихся к личному восприятию произведения:
Обращение к личному опыту.
- Приходилось ли вам встречать фронтовиков? Что это за люди?
- Рассказ называется «Судьба человека».
Вопрос к ученикам: Как вы думаете, о чем это произведение?
- По «ключевым словам» биографии и творчества писателя догадайтесь, о каком писателе пойдет речь сегодня на уроке?
- Писатель 20 века, хутор Кружилин, военный корреспондент газеты «Правда» и « Красная Звезда», рассказы «Нахаленок» и « Судьба человека», награжден Нобелевской премией.
Урок литературы в 9 классе
Тема урока рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»
1. Прием «Чтение с пометками» - система маркировки текста.
Прочитайте отрывок из произведения с карандашом в руке. Отметить значками в тексте нужную информацию: «V» - уже знал; «+» - это новое для меня; «-» думал иначе»; «?» - не понял, есть вопрос, «!» - хочу узнать больше.
Важный этап работы – обсуждение пометок
- Что было для вас знакомым из прочитанного отрывка?
- Что нового вы узнали из прочитанного?
- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?
- конспект.
Рассмотрим стратегию «Двойной дневник» на примере, уже рассмотренной нами темы:
Урок литературы в 9 классе
Тема урока рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»
1. Стратегия «Двойной дневник». Учащимся предлагаю заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать цитаты из текста, которые произвели наибольшее впечатление, а во второй графе дать комментарий, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали, т. е. ведут двойную запись.
- «…глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской...» Они как будто выразили боль всего русского народа, пережившего страшную войну.
- «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!» Поведение Соколова олицетворяет непобедимость его воли, силу русского солдата, преданность Родине.
- «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!» Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку.
Оценка результатов
Данная методика, примененная мною на практике, помогает достичь хороших результатов в обучении и при сдаче итоговой аттестации.Учебный год
Уровень
обученности
Качество
обученности
2014-2015
Русский язык
100
43
Литература
100
73
2015-2016
Русский язык
100
48
Литература
100
72
2016-2017
Русский язык
96
47
Литература
100
73
Класс
Годовая 2015-16 (%)
Экспертная отметка
(%)
Подтвердили годовую отметку
(%)
7а
Успеваемость
100
95
95
«4» и «5»
52
55
Средний балл
3,7
3,7
7в
Успеваемость
100
100
100
«4» и «5»
32
35
Средний балл
3,4
3,45
9в
Успеваемость
100
100
100
«4» и «5»
40
42
Средний балл
3,45
3,5
Всероссийские проверочные работы- 5 класс
ОО
Кол-во уч.
Распределение групп баллов в %
2
3
4
5
Российская федерация
1101170
15.4
39.4
33.4
11.8
Ростовская обл.
36044
12.1
41.7
34.2
12
Аксайский муниципальный район
959
19
43
29.8
8.2
МБОУ Рассветовская СОШ
84
8.3
22.6
46.4
22.6
5г
14
14
29
50
7
Результаты ОГЭ
Сформированность смыслового чтения проверяется заданиями 6, 8, 15.3 основного государственного экзамена. Результаты выполнения этих заданий на ОГЭ 2017 говорят о том, что мои выпускники в основном справились с ними.Результаты участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня
Название конкурса, олимпиады
Учебный год
Количество участников
Класс
Количество победителей и призёров
Всероссийский молодежный чемпионат по русскому языку иязыкознанию
2014-15
23
5-7
1 место в районе
2015-16
9
6-8
2 место в районе
3 место в районе
2016-17
18
5-7
1 место в районе
2 место в районе
3 место в районе
Всероссийский молодежный чемпионат по литературе
2014-2015
9
5-7
1 место в районе
2015-2016
36
6-8
1 место в районе
3 место в районе
2016-2017
6
5-7
1 место в районе
2 место в районе
3 место в районе
Альбус- русский язык
2015
8
5-7
Лауреат
Альбус- литература
2015
11
5-7
Русский медвежонок
2015
33
6-8
2016
5
5-7
1 место в школе