Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Масалимова Л.Ф. Импровизация как один из эффективных приемов развития навыков говорения

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


Приоритетной задачей при изучении английского языка в школе в ходе реализации ФГОС является развитие коммуникативных компетенций. Формирование коммуникативной компетенции - это способность и готовность осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения.
Обучение устной речи требует решения комплексных задач, связанные с необходимостью научить учащихся говорить и воспринимать чужую речь на слух, учитывая их психологические и индивидуальные особенности. Конечно, это и является стимулом для учителей поиска современных и эффективных методов и приемов обучения.
Одним из таких наиболее эффективных и современных средств развития и формирования навыка говорения в обучении иностранным языкам считается импровизация, вид драматизации. Основоположником в развитии использования драматизации на уроках иностранного языка является Алан Мейли. Как он утверждает: драматизация - это методический прием, позволяющий обучать английскому языку без ограничений рамками школьного предмета, и он применим на всех уровнях обучения и во всех видах аудиторий. Элементы драматизации используются одинаково успешно на раннем этапе обучения с маленькими детьми, с более подготовленными в языковом плане подростками, и с взрослыми, которым нужно быстро и качественно выучить английский язык.
Импровизация - это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. Драматическая импровизация предлагает интенсивную работу воображения. Ученикам предоставляется полная свобода выбора языковых средств для реализации выбранной роли. Импровизация довольно проста в подготовке для учителя: все, что необходимо для урока - это список ситуаций. Чем меньше деталей представлено в задании, тем лучше, так как это способствует развитию воображения учащихся. В ней могут быть использованы реквизит и звуковые эффекты, картинки, карты и другие предметы реального мира.
Основные преимущества данного приема это:
·          учитывается эмоциональное состояние собеседника: раздражение, усталость, восторженность и т.д.;
·          дети и взрослые становятся свободнее, раскованнее, увереннее в себе;
·          ученики учатся работать в команде, терпимо относиться друг к другу;
·          ситуация успеха побуждает ребенка к дальнейшей деятельности;
·          пробуждается и развивается творческая фантазия и воображение;
·          появляется стимул изучения лексики, фраз.
Данный тип драматизации как импровизация или воображаемая ситуация напоминает ролевые игры, но в отличии от ролевой игры, импровизация не предполагает совпадения с жизненной ситуацией, скорее приветствуется фантазия, небылицы, сказка.
Большинство людей обладают способностью создавать в своем воображении определенные картинки, чаще всего они делают это с закрытыми глазами. Эту способность к воображению можно широко использовать на уроках иностранного языка.
Вот несколько примеров заданий, которые могут быть использованы на уроке:
Пример 1: A house
Вы заблудились в лесу. И в какой-то момент вы дошли до неизвестного дома. Опишите какой он? Стары или новый? Сделан из дерева или кирпича? Сколько окон? Что есть внутри дома?
Пример 2: «Kolobok»
Бабушка написала заявление о пропаже колобка. Полиция поймала зайца, у которого обнаружили платок колобка, и лису, у которой оказался галстук колобка.
Учащиеся работают в группах, разыгрывают полицейское дознание. Два ученика исполняют роли полицейских, им нужно признание. Два ученика: заяц и лиса, они все отрицают и доказывают свою невиновность, а также объясняют, как у них в руках оказались вещи колобка.
Затем полицейские докладывают о допросе и сообщают те данные, которые они получили. Остальные решают, кто виновен и каково наказание. Лиса и Заяц произносят последние слова.
Или можно приводить такие ситуации:
- вы оказались в центре Китая. Надо рассказать о себе, статус, и что вы там делаете;
­- вы оказались на острове в середине моря, ваше самочувствие и ощущения. Что вы будете делать, чтобы выжить и дождаться помощи;
- представьте вы летите на воздушном шаре, который внезапно начал вздуваться. На шаре вы, Пушкин, Галилео и Александр Невский. У вас есть запасной шар, но вы можете спасти только одного человека еще. Кого спасете и почему?
Применяя импровизации на уроках английского языка, учитель должен понимать, что ученики приобретают новые способы общения на языке, они становятся более уверенными и у них появляется стимул к изучению новой лексики и структур, и начинают видеть применение навыков говорения в реальной жизни. Импровизация не только насыщает урок энергией и мотивацией, позволяя наслаждаться процессом обучения и достигая реальных результатов, но и развивает творческий потенциал учеников и учителя.
Библиография:
1.       Maley A. and Duff A. Drama Techniques. A resource book of communication activities for language teachers. Cambridge: Cambridge University Press. 2005.
2.       Saymour D., Popova М. 700 classroom activities. Macmillan Publishers Limited, 2005.

2019