Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf
Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников становится сегодня все более значимой. Современные дети мало знают о родном поселке, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, к школе, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни.
Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным технологиям, которые являются инновационными в работе образовательных учреждений.
Педагогами ГАУ ДО АО «Центра эстетического воспитания детей и молодежи», работающими на базе школы раннего развития «Растишка», был разработан проект «Ай, да масленица!». Данный проект направлен на духовно-нравственное, эстетическое и патриотическое развитие детей дошкольного возраста.
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Целью данного проекта является знакомство дошкольников с истоками народной культуры в доступной и интересной форме, и формирование устойчивого интереса к истории русского народа.
Внедрение в педагогические процессы новых мультимедийных технологий позволило сделать процесс подачи учебного материала по данной теме более интересным, доступным и творческим. Появилась реальная возможность из разрозненных занятий выстроить целостный, логически завершенный цикл. Кроме того, проектная деятельность позволила привлечь внимание родителей, включить их в процесс сбора учебного материала. Стало возможным сотрудничество не только по традиционной прямой схеме: педагог – родитель – ребенок, но и по обратной схеме: родитель – ребенок – педагог.
Во время работы над проектом были использованы имеющиеся в наличии дидактические, народные подвижные игры, музыкальное сопровождение в виде фрагментов русской народной музыки, элементы театрализации с использованием бутафории.
Реализация проекта проходила на занятиях в ШРР «Растишка». Проект был разбит на три цикла: подготовительный-планирование проведения праздника; основной – совместная деятельность взрослых и детей по подготовке к празднику и заключительный – проведение праздника «Ай, да масленица!». Продолжительность проекта – четыре недели.
Общая цель проекта – познакомить детей с традицией проведения народного праздника «Масленица».
Общая цель проекта предполагает достижение некоторых конкретных целей:
1. Познакомить детей с традицией проведения старинного праздника.
2. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
3. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Участниками массового мероприятия являлись обучающиеся групп второго и третьего годов обучения ШРР «Растишка» в возрасте 5-7 лет в количестве 45 человек.
Проект «Ай, да Масленица!» предполагает следующие этапы:
1. Мотивационный.
- обсуждение вариантов проведения и возможностей участия в празднике родителей и детей;
- подготовка информации для родителей о народном празднике «Масленица»;
- планирование и проведение занятий, совместной и игровой деятельности с детьми.
2. Моделирование и реализация.
2.1. Разработка праздника:
- планирование проведения праздника;
-обсуждение оформления группы;
-оформление уголка для родителей с информацией о народном празднике «Масленица»;
-оформление «блинного» уголка с рецептами блинов;
- подбор необходимых атрибутов для игр на празднике
2.2. Совместная деятельность взрослых и детей:
-беседы о празднике, о его праздновании на Руси;
-чтение и разучивание закличек, поговорок, стишков, дразнилок, частушек;
-разучивание хороводных и подвижных игр «Лошадки» (эстафета), «Силачи» (перетягивание каната);
-рисование по теме: «Зимние забавы» и оформление выставки;
-ручной труд: изготовление куклы Масленицы;
-выпечка блинов для чаепития;
- проведение массового мероприятия «Ай, да Масленица!».
3. Рефлексивный.
Рефлексивный этап продолжается всю следующую неделю после проведения праздника:
- дети делятся впечатлениями о посещении массового мероприятия «Ай, да масленица!»;
- педагоги интервьюируют детей и родителей;
- педагоги демонстрируют, подготовленный с участием родителей в ходе подготовки и проведения мероприятия, фоторепортаж.
Опыт показал, что применение различных комбинированных инновационных технологий повышает не только мотивацию обучающихся, но и их компетенции, способствует формированию благоприятного климата в коллективе, улучшает качество контакта между педагогом и детьми.
Библиографический список
1. Алексеева А. Современная педагогическая культура как фактор укрепления духовно-нравственного здоровья семьи и детей// Дошкольное воспитание//, №1/2006г.2. Лапшина Г.А. Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 1. Выпуск 2, Волгоград «Учитель», 2005 г.