Воронина-Горбачёва Н.А. Специфика использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР
Библиографическое описание: Воронина-Горбачёва Н.А. Специфика использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.
Изучением особенностей использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития занимались Н.П. Вайзман, Ю.Т. Матасов, М.Н. Перова, Б.И. Пинский, С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф и др.
Для умственного развития детей с ЗПР существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых познания окружающего мира и решения разного рода практических задач.
Экспериментальные исследования У.В. Ульенковой показали, что целенаправленная коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по формированию элементарных математических представлений позволяет развить у детей представления о форме, величине, количественных отношениях, а также научить их словесному обозначению этих абстракций.
На занятиях по подготовке к освоению математики до школьники учатся различать и сравнивать предметы окру жающего мира, обобщать и классифицировать их, приобре тают навыки преобразования множеств в процессе наблюде ний и совместных практических действий, усваивают элементарный математический словарь. Важнейшей задачей обучения является развитие у детей познавательных интере сов, мыслительных операций и речи.
Поскольку дошкольники с ЗПР отстают от своих сверстников по уровню развития элементарных математических знаний и умений, в обучающую программу формирования математических знаний и умений введен пропедевтиче ский период. Его основная задача - восполнение пробелов в математическом раз витии детей, накопление опыта действий с предметами, формирование основных ма тематических понятий.
Программа по математике А.М. Леушиной для подготовительной группы рассчитана на 64 заня тия - по 2 занятия в неделю; продолжительность занятия - от 20 до 30 минут, в зависимости от возраста.
Программа по формированию элемен тарных математических представлений, разработанная Г.М. Капустиной, состоит из нескольких разделов: действия с группами предметов, размер предметов, количество и счет, пространственные и временные представления. Все обуче ние дошкольников должно носить наглядно-действенный характер. Это значит, что все математические понятия ребе нок будет усваивать в процессе активной деятельности: в иг рах, действуя с разнообразными предметами, наблюдая за действиями педагога, выполняя графические задания (рисо вание, обводка по шаблону, раскрашивание, штриховка) и упражнения по конструированию и моделированию (из па лочек, элементов мозаики, геометрических фигур, из дета лей конструктора).
Действуя с разнообразными предметами, дети учатся вы делять их свойства (цвет, форму, размер, количество), груп пируют их по определенным признакам. Выкладывая пред меты сначала по наглядному образцу педагога, а затем по его словесной инструкции, дошкольники учатся выделять существенные и несущественные признаки, сравнивают и урав нивают группы предметов, располагают их в заданной по следовательности. При этом у них формируются понятия це лого и части и их взаимоотношений: больше, меньше, одинаково, столько же и др. Перед педагогом в этот период стоит задача - не столько дать детям систему знаний, сколь ко научить их воспринимать и наблюдать окружающую дей ствительность в количественных, пространственных и вре менных отношениях; расширить и обогатить сенсорный опыт, развивать мышление и речь дошкольников.
Наблюдая за изменением исходного количества, дети при ходят к выводу о том, что оно увеличивается, когда предме ты добавляют, приносят, дают, кладут и т.д., и уменьшается, когда их уносят, убирают, роняют, отдают и т.д. При этом до школьники усваивают взаимосвязь действий: когда часть предметов перемещается из одной группы в другую, то в пер вой группе количество предметов уменьшается, но одновре менно увеличивается количество предметов в другой группе. Это понимание взаимообратимости действий очень важно для коррекции их мыслительной деятельности.
Особое внимание в этот период следует уделить сравне нию групп предметов без их перечитки, способом взаимно-однозначного соотнесения. Для этого дети исполь зуют прием наложения либо располагают сравниваемые предметы один под другим, находят пары, лишние и недо стающие предметы. Затем они должны научиться сравнивать группы предметов, расположенные двумя отдельными «куч ками». При сравнении групп предметов, изображенных на рисунке, используется прием образования пар с помощью соединительных линий. Часто, ответив на вопрос «Каких предметов больше?», ребенок не может ответить на второй: «Каких предметов меньше?» Поэтому при сравнении групп предметов следует задавать детям оба этих вопроса, чтобы они осознали взаимообратимость отношений между поня тиями «больше» - «меньше».
В этот период нужно уделить достаточное внимание раз витию у детей умения выражать в речи какие-либо отноше ния двусторонне, с разных точек зрения. Например, ребенок выкладывает на столике три яблока и две груши. Он учится рассматривать эту ситуацию многосторонне.
ü Здесь три яблока, а груш на одну меньше.
ü Здесь две груши, а яблок на одно больше.
ü Яблок три, их на одно больше, чем груш.
ü Груш две, их на одну меньше, чем яблок.
Описанные упражнения являются пропедевтикой пони мания арифметических задач разных видов. Кроме того, они способствуют формированию обратимых мыслительных операций, гибкости мышления у детей, что очень значимо для коррекции недостатков их развития.
Математические понятия (равенство - неравенство, боль ше - меньше, одинаково) закрепляются в графических рабо тах: соединение точек линиями, обводка клеток, рисование по ним предметов несложной формы, орнаментов из геоме трических фигур, штриховка в различных направлениях и раскрашивание их. Все практические действия детей долж ны сопровождаться словесным отчетом о том, что и как они делают, что получается в результате; при этом происходит ус воение соответствующей математической терминологии (больше - меньше, поровну, увеличилось и т.п.).
Работа должна строиться с постепенным усложнением де ятельности детей: от максимальной развернутости практиче ских действий, опоры на образец, показ и конкретные указа ния педагога к умению опираться на наглядную модель и словесную инструкцию. При этом совершенствуется и словесная регуляция действий - от сопровождения дей ствий речью к умению давать словесный отчет, а затем к пла нированию предстоящей работы.
Особенности детей с ЗПР требуют увеличения количест ва тренировочных упражнений, так как любой навык фор мируется у них очень медленно. Поддерживать интерес к за нятиям следует путем широкого использования дидактиче ских игр, занимательных упражнений, в том числе связанных с активным движением детей: ходьбой, бегом, игрой с мячом.
Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величине, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. Содержание игры способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.
В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.
Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. Дидактическая игра интересует ребенка, намного более чем скучное задание, игра привлекает интерес ребенка и тем самым становится толчком к развитию внимания, памяти, мышления и т.д.
Эти игры не требуют от взрослых и детей каких-нибудь особых знаний. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
На занятиях решаются задачи по формированию представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, по формированию навыков счета, вычислений, измерений, конструирования, моделирования.
В процессе этих занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач, реализовать которые очень непросто. Это связано с тем, что у воспитанников специальных групп, особенно при ЗПР церебрально-органического происхождения, страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: память на линейный ряд, восприятие и осознание пространственных и временных отношений, чувство ритма. Отстают в развитии мыслительные операции и речь. Поэтому, прежде чем формировать элементарные математические представления необходимо (на основе диагностических данных) организовать пропедевтический период обучения, который станет основой для усвоения ребенком математических представлений в рамках программных требований.
Таким образом, дидактические игры математического характера оказывают благоприятное влияние на интеллектуальное развитие детей с задержкой психического развития, в том числе помогают формировать элементарные математические представления о числе, о форме предметов и их высоте, об ориентировки в пространстве, о счете предметов.
Библиографический список:
1. Возрастные особенности психического развития детей [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной и М.И. Лисиной. – М.: Просвещение, 2001. – 362 с.
2. Воспитание детей в игре [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 192 с.
3. Вышегородская, М.В. Развивающие дидактические игры [Текст] / М.В. Вышегородская // Дошкольная педагогика. – 2009. – №5. – С. 66-68.