Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Наконечная Е.В., Редькина Т.А., Стройкова Л.В. Специфика проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ в условиях дошкольного образовательного учреждения инклюзивного типа

Библиографическое описание:
Наконечная Е.В., Редькина Т.А., Стройкова Л.В. Специфика проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ в условиях дошкольного образовательного учреждения инклюзивного типа // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.

В мире каждый ребенок имеет культурные права. Эти особые права и свободы гарантируются Конвенцией о правах ребенка, Декларацией Генеральной сессии Ассамблеи ООН «Мир, пригодный для жизни детей», Всемирной декларацией «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей». В нашей стране гарантом культурных прав детей выступает Конституция России и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

В России всем детям без исключения предоставлены возможности для самореализации в культурной жизни. И дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью не являются исключением.

Сегодня Министерство просвещения Российской Федерации ведет многоплановую и системную работу по обеспечению участия детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в программах дополнительного образования. Освоение детьми с особыми образовательными потребностями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ способствует их успешной социализации в обществе.

Сфера дополнительного образования нацелена на обеспечение доступности образовательных услуг для всех категорий детей дошкольного возраста. Одной из важных задач дополнительного образования является создание специальных образовательных условий для воспитанников с особыми потребностями.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», одной из приоритетных стратегий Министерства просвещения России является обеспечение доступности и повышение качества дополнительного образования детей. Так, к 2024 г. доля детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, включенных в систему дополнительного образования, должна составить 70%.

Безусловно, данная позиция законодательно закреплена в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей и молодежи, в действующих нормативно-правовых актах, где большое внимание уделяется созданию специальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. [Подходы к разработке …, 2014].

Дополнительное образование рассматривается как «…вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования». [РФ. Законы…, 2012].

Характерными для всех нозологических групп воспитанников с ограниченными возможностями здоровья являются следующие особенности:

· способы приема, переработки, хранения и использования информации;

· специфическое формирование понятий;

· снижение темпа деятельности;

· снижение работоспособности при длительных умственных и физических нагрузках;

· трудности адаптации к новым условиям;

· ограничение возможностей полноценного социального взаимодействия.

Знания об особенностях приема и переработки информации, специфическом формировании понятий, возможном снижении темпа деятельности и работоспособности у детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью необходимы:

· педагогу дополнительного образования при адаптации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, а также при их реализации (например, пролонгация сроков реализации программ, введение дополнительных наглядных, звуковых, тактильных и других опор, поэтапность и четкий алгоритм занятий и др.);

· администрации образовательной организации для создания специальных условий для получения образования и при утверждении учебного плана (например, необходимость приобретения специального оборудования для кабинетов специалистов, актового (музыкального, спортивного) залов). [Кулакова, Любимова, 2020].

Степень проявления особенностей психофизического развития воспитанников зависит от многих факторов: выраженности нарушения, времени его возникновения, начала коррекционной работы, адекватной включенности родителей в коррекционный процесс, собственного потенциала каждого ребенка. [Дошкольная дефектология, 2012].

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 145» посещают дети в возрасте от 2 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью различных нозологических групп:

· ограниченные возможности здоровья, обусловленные нарушениями опорно-двигательного аппарата;

· ограниченные возможности здоровья, обусловленные задержкой психического развития;

· ограниченные возможности здоровья, обусловленные тяжёлыми нарушениями речи;

· ограниченные возможности здоровья, обусловленные нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития.

В ходе реализации Адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью необходимо соблюдение следующих условий:

· необходимость организации рабочего места для ребенка с особыми образовательными потребностями и инвалидностью с учетом его индивидуальных особенностей – специальная мебель, технические приспособления и средства;

· учет рекомендаций врача-ортопеда, который определяет правила посадки и передвижения ребёнка, рефлекс-запрещающие позиции (поза, которую взрослый придаёт ребёнку для снижения активности патологических рефлексов и нормализации мышечного тонуса);

· соблюдение в ходе проведения занятий комфортного режима, в том числе ортопедического: перерывы при статических нагрузках, избегание определенных движений, использование необходимых ортопедических приспособлений;

· необходимость адаптировать материал занятия (упрощение содержания заданий, инструкций или вопросов);

· ограничение количества различных видов заданий на одном занятии из-за замедленного темпа деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

· предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.

В связи с неоднородностью, различными вариантами и степенью выраженности нарушений развития детей с особыми образовательными потребностями необходим дифференцированный подход к разработке и выбору организационных форм, видов и условий обучения. [Алямовская, 1993].

При разработке Программы дополнительного образования «Играем и развиваемся с музыкой» акцент делался на дифференцированный подход, предполагающий разрешения основных противоречий между требованиями ФГОС и особенностями психофизического развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и ребёнка-инвалида. [Буренина, Колунтаева, 2007].

Дифференцированный подход предполагает создание оптимальных условий в процессе реализации Программы, учёт возрастных, индивидуальных особенностей и склонностей каждого ребенка. [Мазурова, Арбекова, 2018].

Программа дает возможность каждому ребенку открыть для себя волшебный мир музыки, ритма, музыкальных сказок, открыть и проявить свои творческие способности. [Железнова, 2015].

Музыкально-игровые занятия являются своеобразной формой активной терапии, средством взаимодействия в комплексе развивающих методик. [Чистякова, 1995].

Они основываются на сочетании слова, музыки и движения. [Картушина, 2004]. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.

Данная Программа разработана для работы с воспитанниками 2-4 лет (дети раннего и младшего дошкольного возраста) и направлена на решение важнейшей проблемы социального характера, связанной с развитием способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которые обеспечат их дальнейшее саморазвитие и социализацию в общество.

Сроки реализации Программы - 2 года.

Цель программы – создание условий для формирования жизненных и социальных компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов раннего и младшего дошкольного возраста через общение с миром музыкального искусства.

Образовательные задачи Программы:

· обучать выполнению движений по показу;

· обучать речевым навыкам;

· расширять словарный запас;

· обучать умению согласовывать движения с речью и ритмом музыки;

· формировать с помощью органов чувств собственную картину окружающего нас мира (сенсорные эталоны);

· формировать умственные умения и действия.

Развивающие задачи:

· развивать мышление, ориентировку в пространстве;

· развивать все виды памяти: визуальную, аудиальную, моторную, образную;

· развивать слуховое, зрительное, тактильное восприятие, мимическую

· мускулатуру, дыхательную систему, мышцы артикуляционного аппарата;

· развивать моторику: общую, мелкую, артикуляционную.

Воспитательные задачи:

· воспитывать двигательную, речевую, музыкальную культуру;

· воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

· воспитывать любовь к музыкальным играм.

Направления Программы:

· упражнения на активизацию речевых высказываний;

· упражнения на согласование движений и речи;

· игра на детских музыкальных инструментах;

· музыкально-ритмические упражнения и игры;

· упражнения на развитие всех видов восприятия;

· артикуляционная гимнастика;

· развитие психических процессов и ориентировки в пространстве;

· отгадывание загадок;

· двигательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика;

· коммуникативные игры;

· слушание и проигрывание музыкальных сказок. [Мастюкова, 1997].

Организация музыкально-игровых занятий осуществляется в сюжетно-тематической форме. [Балдина, Лисенкова,2019]. Лексическая тема отрабатывается в течение 2-3-х занятий в зависимости от сложности материала и с учетом индивидуальных психофизических особенностей детей.

Наполняемость группы: 6-12 детей. Режим занятий: 1 раз в неделю по 15 минут (2-3 года), 20 минут (3-4 года). Объем образовательной нагрузки в год – 32 учебных часа, в неделю – 1 учебный час. Продолжительность учебного года – 32 недели. Форма реализации Программы – очная. Форма занятий – подгрупповая. [Кулакова, Любимова. 2020].

Структура занятия включает следующие этапы: подготовительный (вводный), основной и заключительный.

Содержание подготовительного этапа: песенки-приветствия; песенки-разминки с движениями; песенки-разминки с музыкальными инструментами; вокально-двигательные разминки (от 3 лет). [Филатова, 2017].

Содержание основного этапа: артикуляционные и дыхательные упражнения; игры с подражательными движениями; игры с предметами; хороводные игры; музыкально-двигательный показ; жестовые и пальчиковые игры; игровой массаж; игра на шумовых инструментах; распевание и пение; инсценировка сказок. [Кузнецова Е.В., 2002].

Содержание заключительного этапа: песенки-прощания.

В рамках Программы разработаны конспекты занятий, подобран музыкальный и речевой репертуар, подготовлены наглядные пособия, составлены картотеки.

Результат реализации Программы:

· развитие крупной моторики;

· развитие у детей умения двигаться по показу;

· совершенствование основного навыка движения (ходьбы);

· развитие умения менять движения в соответствии с музыкальными фразами по показу;

· развитие чувства ритма;

· укрепление развития мимической мускулатуры;

· развитие тонкой моторики кистей и пальчиков рук;

· развитие умения передавать через движения характер музыки;

· умение ориентироваться в пространстве, переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу;

· усвоение и закрепление основных сенсорных эталонов;

· развитие и накопление активного словаря;

· развитие восприятия, внимания, мышления;

· умение выделить характерные признаки предмета или явления;

· развитие коммуникативных способностей.

Правильная организация образовательного процесса с внедрением инклюзивных практик – сложная задача, поэтому наряду с классическими приёмами и принципами коррекционно-развивающего воздействия, вполне обосновано применение оригинальных, творческих авторских методик и технологий, эффективность которых доказана многолетней практикой и стабильно положительными результатами работы.

Одной из технологий, имеющих доказательную эффективность в процессе реализации, является игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры», представляющая собой форму взаимодействия детей и педагога через реализацию определённого сюжета с использованием развивающих игр.

С 2021 года по настоящее время в нашем дошкольном учреждении успешно реализуется Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Мир открытий» социально-гуманитарной направленности (далее – Программа).

Программа разработана и адаптирована для воспитанников с особыми образовательными потребностями с учётом их психического, речевого развития и индивидуальных возможностей.

Цель Программы – всестороннее развитие личности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, развитие их интеллектуально-творческих способностей через развивающие игры В.В. Воскобовича.

Задачи Программы:

Обучающие задачи:

· познакомить детей с авторскими играми В.В. Воскобовича и их героями, обогатить игровой опыт;

· обогатить и систематизировать представления воспитанников об окружающем мире, их математические представления;

· учить работать по схеме, ориентируясь на образец;

· учить воспитанников ориентироваться в пространстве и на плоскости;

· формировать умение анализировать информацию и принимать верное решение;

· формировать у воспитанников практические навыки работы с доской (Коврограф «Ларчик»).

Развивающие задачи:

· развивать у детей познавательный интерес, желание и потребность к изучению нового;

· развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);

· развивать у детей эмоционально-образное и логическое мышление;

· формировать представления (математические, об окружающем мире), речевые компетенции;

· развивать у воспитанников наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.

Воспитательные задачи:

· воспитывать у детей интерес к новым играм, потребность в эмоциональном общении с педагогом и детьми по ходу игры;

· воспитывать желание откликаться на просьбу о помощи;

· воспитывать умение сопереживать ближнему;

· воспитывать чувство эмпатии;

· воспитывать умение выслушивать ответы сверстников, не перебивая, контролировать свои действия;

· воспитывать умение работать в команде.

Цикл занятий в рамках реализации данной Программы предназначен для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в возрасте от 5 до 7 лет, реализуется в течение учебного год с 1 октября по 31 мая.

Период реализации Программы составляет 1 год - 32 учебные недели.

Наполняемость группы – 8 детей. Режим занятий: 2 раза в неделю по 25 минут (для воспитанников 5-6 лет), 30 минут (для воспитанников 6-7 лет).

Специфика игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей заключается в том, что все игры полифункциональны, состоят из большого количества игровых заданий и упражнений, привлекают воспитанников своей яркостью и красочностью. Во время знакомства с игрой дошкольники отвечают на поисковые вопросы, решают интеллектуальные задачи, выполняют творческие задания.

Обучающие задачи, поставленные педагогом в игровой форме, отличаются доступностью для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Путешествия и приключения в Фиолетовом Лесу создают у детей эмоционально-положительный фон настроения, вызывая ощущение радости и переживания, удовлетворения от игры.

Дети с удовольствием «посещают» Цифроцирк – мир занимательной математики, в котором вместе с персонажем Магноликом и забавными зверятами-цифрятами играют с «Математическими корзинками», катаются на «Счетовозике», отгадывают тайну «Волшебной восьмёрки».

Погружаясь в игру, дети осваивают счёт, узнают, запоминают и сравнивают цвет, форму и величину предметов, тренируют мелкую моторику рук, у них совершенствуются психические процессы (речь, мышление, память, внимание, воображение).

Дети с неподдельным интересом прослушивают сказки Фиолетового Леса, становясь действующим лицом событий, проживают таинственные веселые сказочные приключения, вместе с героями преодолевают препятствия, добиваясь успеха. В процессе использования данной технологии главной задачей является адаптация сказок для детей с особыми образовательными потребностями: придерживаться небольшого текстового объема, вносить дополнительные элементы, облегчающие восприятие (конкретные звуки, которые издают герои, рассказы о цвете, форме и величине, наличие предметов, обогащающих сенсорный опыт: тактильные, обонятельные, зрительно-слуховые стимулы и т. д.). Благодаря такой адаптации данная технология стала более доступной к усвоению и воспроизведению программного материала воспитанниками с особыми образовательными потребностями.

Освоение игр детьми происходит поэтапно. На начальном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится педагогу, который знакомит дошкольников с персонажами сказок и образной терминологией, подбором игровых заданий в зависимости от возможностей и интересов каждого ребенка.

На втором этапе дети осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования.

На третьем этапе основное внимание уделяется развитию творчества и самостоятельности. Воспитанники без помощи педагога придумывают игровые задания и упражнения, изобретают новые решения задач, предлагают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы.

Важно учитывать зону ближайшего развития детей, для этого необходимо оказывать им строго дозированную помощь. В процессе выполнения условий той или иной игровой задачи детям предлагаются следующие виды помощи:

· стимулирующая (подбадривание, похвала);

· организующая (ребенку вновь детально проговаривается инструкция);

· обучающая (демонстрация педагогом выполнения или решения задачи);

· наглядная (введение наглядности, образец остается перед ребенком);

· совместная деятельность взрослого и ребенка.

Методы и приемы, используемые в ходе реализации Программы, целесообразно комбинировать и адаптировать. Для дошкольников с особыми образовательными потребностями при предъявлении инструкции к игре необходимо сочетать словесные и наглядные методы.

В процессе организованной образовательной деятельности обязательным элементом является включение 1-2 тематических динамических пауз (физкультминуток) с целью снятия эмоционального напряжения, восстановления умственной работоспособности, снятия мышечной утомлённости, расслабления, нормализации работы нервной системы, развития общей моторики, координации речи с движением.

В ходе проведения игровой деятельности воспитанникам даются элементарные знания самомассажа с использованием элементов конструктора «Чудо-соты», «Чудо-крестики», «Фонарики». Дети прокручивают детали в ладонях, стимулируя речевые и мыслительные зоны. Наряду с этим происходит разогрев мышц кистей рук, что положительно влияет на общую моторику и психоэмоциональное состояние воспитанников.

Элементы данных конструкторов также используются с целью формирования навыка определения предметов на ощупь. В ходе дидактической игры «Чудесный мешочек» дети в игровой форме выбирают детали конструктора из мешочка среди их множества (по размеру и форме) по словесному заданию педагога.

С целью снятия тревожности, развития мелкой моторики рук, повышения работоспособности, развития тактильной чувствительности используются адаптированные тексты пальчиковой гимнастики, сопровождающиеся речевыми рифмованными упражнениями.

Таким образом, детальный анализ и результаты работы по реализации Адаптированных дополнительных общеразвивающих программ в дошкольном учреждении позволяют сделать вывод, что в процессе применения вышеуказанных технологий с доказанной эффективностью решается весь спектр образовательных, коррекционных и воспитательных задач.

Библиографический список

1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА ПРЕСС, 1993.

2. Балдина Е.А., Лисенкова О.А. Нейрологоритмика, авторская Программа, М. – 2019.

3. Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования. – СПб.: ЛОИРО, 2007.

4. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович, Н.В. Микляева. – М.: Издательство «Парадигма», 2012. – 312 с. - (Специальная коррекционная педагогика).

5. Железнова Е.С. Методика раннего музыкального развития детей "Музыка с мамой", М., 2015.

6. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

7. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.

8. Мазурова Н.В., Арбекова Н.В. Ребенок от 0 до 3 лет, описание норм развития в таблицах и программах. – М.: изд. Логопрактика, 2018. – 197 с.

9. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманит. изд. Центр. ВЛАДОС, 1997. – 304 с.

10. Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом нозологических групп: нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) / Е. В. Кулакова, М. М. Любимова. – Москва: РУДН, 2020. – 60 с.

11. Подходы к разработке дополнительных общеразвивающих программ с учетом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / под ред. М. И. Солодковой, А. В. Ильиной. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 85 с.

12. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., ст. 2.

13. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого развития ритмов у детей с нарушениями речи, Учебно-методическое пособие / под редакцией Л.И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 208 с.

14. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995.

15. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: учебное пособие для вузов \ 2-е изд., испр. и доп. – Москва, Издательство Юрайт, 2022. – 215 с.
2023