Актуальные вопросы начального общего образования

Красилова Э. В., Красилова Э. В. Приёмы формирования математической грамотности в начальной школе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf


Приоритетной целью современного образования является формирование функциональной грамотности, одной из составляющей которой является математическая грамотность учащихся.
По Международной оценке качества образования «Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах».
Еще Великий Ломоносов говорил, что «математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». А французский ученый Лазар Карно утверждал, что «математике должно учить в школе с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни».
Начнем с того, что такое функция и грамотность. «Функция» от латинского «functio» — исполнение, деятельность. Грамотность – умение читать и писать. Объединив эти два понятия, получаем, что функциональная грамотность – это умение применить полученные знания и умения в повседневной жизни. Поэтому, для формирования функциональной грамотности в начальной школе важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению.
Исходя из этого, математическая грамотность, являясь одной из составляющих функциональной грамотности, носит деятельностный характер.
В своей школе мы провели диагностическую работу по выявлению уровня математической грамотности у учащихся 4 классов. Работа состояла их 5 заданий. Оценивание результатов было по трем уровням: высокий, средний, низкий. Проведя анализ диагностической работы, мы увидели, что математическая грамотность учащихся нашей школы на низком и среднем уровне. Учителя были несколько напуганы таким результатом. Но этому есть объяснение.
Во-первых, большая часть учителей учит детей заучиванию, зазубриванию путём тренировок, повторений, т.е. работают с детьми на репродуктивном уровне.
Во-вторых, даже, если учителя и включают в работу задания творческого и поискового характера, то это не в системе, а эпизодически.
В-третьих, как оказалось, у учащихся недостаточно сформировано смысловое чтение. Поэтому, наряду с математической грамотностью необходимо формировать и читательскую грамотность.
Перед нашими учителями и передо мной встала проблема, как заложить основы функциональной математической грамотности, какие приемы, методы для это использовать?
Мы решили создать банк учебных заданий, где выделили пока три составляющие.
Математическая речь. Считаю немаловажным развивать у детей грамотную математическую речь. Учителям необходимо придавать этому особое значение. Так как я являюсь руководителем методического объединения учителей начальной школы, мне приходится часто бывать на уроках. Я вижу, что учителя игнорируют неверно прочитанные выражения, неверное склонение числительных и т.п.
Приведу несколько примеров по формированию математической речи учащихся.
Пример 1. Тема «Нумерация». Прочитайте по-разному числа: 150, 105, 510.
Пример 2. В таблице 1 «Числа и их названия» соедини стрелкой каждое число с его названием.





Таблица 1. Числа и их названия
Пример 3. Соедини числовые выражения с их словесной формулировкой.
Первое слагаемое пятьдесят четыре, второе слагаемое шесть         54 : 6
Пятьдесят четыре уменьшить в шесть раз                                         54 – 7 · 5
Из пятидесяти четырех вычесть произведение семи и пяти            54 + 6
Разность пятидесяти четырёх и семи увеличить на пять                 54 – 7 + 5
Пример 4. Применение единиц измерения. Заполни пропуски в предложениях.
Ваня измерил ластик, его длина оказалась равна 2 ___.
На перелёт из Сочи в Москву нам потребуется времени 3 __ 40 ___ .
Оля измерила ___________ своей комнаты и получила 15 м
2
.
Кроме этого, на уроках математики я даю детям задания сочинить задачи по предложенным схемам, таблицам, чертежам – я называю их математическими сочинениями, рассказами, сказками.

Задачи практической направленности.
Задания, направленные на умение применять арифметические знания в повседневной жизни. Задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерения, расчёты и т.п.), метапредметные связи.
Пример 1. Для поздравления девочек с праздником 8 Марта мальчикам нужно выпилить доски для выжигания прямоугольной формы со сторонами 15 см и 12 см. У них есть 2 листа фанеры, каждый имеет стороны 30 см и 38 см и 1 лист со сторонами 16 см и 11 см. Хватит ли мальчикам материала, чтобы выпилить 5 досок? Смогут ли они выпилить ещё доску в подарок учительнице? Все листы фанеры будут использованы?
Пример 2. На уроке технологии мои учащиеся создавали проект – приготовление завтрака «Солнышко в тарелке», и необходимо было рассчитать стоимость завтрака на одну порцию, подсчитав стоимость каждого ингредиента.
Пример 3. В школьной столовой висит меню с ценами (Таблица 2). Что ты купишь себе на обед, если тебе родители дали 50 рублей? Сколько сдачи ты получишь?
Блюда

Цена

Борщ
25 руб
Пюре
12 руб
Котлета куриная
36 руб
Каша рисовая
21 руб
Компот из яблок
15 руб
Чай с лимоном
10 руб
Хлеб
3 руб
Пирожок с абрикосовым джемом
30 руб
Таблица 2. Меню с ценами
В данных примерах задействованы метапредметные связи, связь с жизнью, близкой к личному миру учащихся. Кроме этого, предложенные задания связаны и с профессиональной деятельностью.
Кроме математической грамотности, параллельно можно формировать и финансовую грамотность.

Работа с таблицами, диаграммами.
Такие задания помогают учащимся сформировать навыки извлечения информации из таблиц, диаграмм, умение применять данную информацию для решения задач.

Пример 1. В таблице 3 представлена некоторая информация о планетах Солнечной системы.
№ п/п
Название планеты
Расстояние от Солнца (млн. км)
Количество спутников
1
Венера
108

2
Земля
150
1
3
Марс
228
2
4
Меркурий
58

5
Нептун
4497
13
6
Сатурн
778
49
7
Уран
2860
27
8
Юпитер
778
63
Таблица 3. Планеты Солнечной системы
 Используй данные таблицы и ответь на вопросы.
а) Чему равно расстояние от Солнца до Сатурна? ____млн. км
б) У каких планет спутников больше, чем у Урана? _____
в) Сколько спутников у планеты Земля? _______
г) У каких планет нет спутников?______
Пример 2. На диаграмме 1 показано количество туров, проданных туристической компанией за каждый из четырех месяцев. По диаграмме ответь на вопросы.



 Диаграмма 1. Туристические туры
 
Развивать математическую грамотность учащихся начальной школы надо, начиная с 1-го класса.
Процесс формирования функциональной математической грамотности у младших школьников носит непрерывный характер, присутствует при изучении любой темы математики, носит деятельностный характер, ориентирован на связь с жизнью и опытом учащихся.
Библиографический список
1.    Иванова Т. А., Симонова О. В. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности. Журнал № 1 «Вестник Вятского Государственного гуманитарного университета». 2009 г. 125 – 129 с.
2.    Корпорация «Российский учебник [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/12e/12e4910f9577c60ade29a43be2fdafef.pdf. (дата обращения: 16.08.22)
2022