НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ерёменко Н.Н., Максименко Н.Н. Конспект НОД с использованием ИКТ в подготовительной группе «Национальная одежда Кубани»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (12) https://f.almanah.su/12.pdf





Программное содержание:
ü углубить знания детей о кубанской одежде, её назначении, названии, разных её частях;
ü продолжать формировать представления об истории родного края:углублять и уточнять представления о казачестве
ü развивать интерес у детей к национальным костюмам;
ü воспитывать желание следовать старинным народным традициям;
ü продолжать знакомить с музеем, как с местом сохранения предметов;
ü старины: познакомить с мужским и женским казачьим костюмом.
ü воспитывать патриотизм, гордость за свой родной край, чувство уважения к нашим предкам.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций казачьей одежды. Экскурсия в краеведческий музей. Беседа об обычаях, традициях казаков проживающих на Кубани. Вспомнить правила поведения в музее.
Материал:
Иллюстрации мужской и женской казачьей одежды, фотографии с изображением казаков, куклы в казачьих костюмах, презентация «Одежда кубанского казака и казачки», разрезные картинки с изображением деталей казачьей одежды.
Словарная работа:
- активизация словаря - шаровары, бурка, папаха, «парочка»,платок, фартук, сапожки, папаха, фуражка;
- обогащение словаря - газыри, бешмет, черкеска, башлык, корсетка, «файшонка», шлычка, кушак, свитка, бекеша.
Ход занятия
Звучит, фонограмма «Кубань моя, душа моя» в исполнении Кубанского Казачьего Хора. Воспитатель обращает внимание на уголок кубанского быта организованный в группе, предлагает обратить внимание на предметы быта, и кукол в национальных костюмах.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим экскурсию в музей.
А что такое музей?
Дети: Это учреждение где хранятся старинные предметы.
Воспитатель: Совершенно верно, вы наверное догадались, какой музей сегодня мы посещаем?
Правильно, музей, быта казаков.
Воспитатель: Напомните как нужно вести себя в музее.
Дети: Предметы старины руками трогать нельзя, говорить нужно тихо.
Воспитатель: Приглашаю вас посетить выставку казачьей одежды.
Ребята, предметы, которые живут в музее, называются экспонатами.
Подходите к первому экспонату – это куклы в национальных казачьих костюмах. Ребята, а кто такие казаки?
Дети: Это вольные люди, которые защищали и охраняли границы России.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, можно рассказать о казаках в стихах.
(Стихи читают дети)
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на казачьи костюмы. Национальная кубанская одежда очень древняя. Она формировалась под влиянием южнорусских, украинских и горских традиций.
Верхняя часть костюма называется черкеска - эта старинная казачья одежда надевалась поверх бешмета. Черкеска напоминает плащ с глубоким вырезом впереди. На груди черкески с двух сторон от выреза нашиты газыри – это металлические или деревянные гнезда для патронов. Бешмет это рубаха, которая надевалась под черкеску. Шили бешмет из ткани разных цветов, и он напоминает русскую рубаху с воротником стойкой. Штаны, которые носили казаки, назывались шаровары. Они были сшитые из одного и того же материала, что и черкеска. По бокам шаровар пришиты лампасы. Поверх черкески казаки носили бурку. Бурка – это шерстяной панцирь почти не разрубался саблей, выдерживала стрелы и пули, также ей можно было укрыться во время сна в походе. На голове казаки носили папаху,особая гордость казака, головной убор, сшитый из овчины или каракуля (шкуры молодого ягнят).Папаха хранилась в доме на видном месте и передавалась мужчинам в семье по наследству. Для каждого казака потерять папаху, кинжал или шапку – большой позор. Поверх папахи во время ненастной погоды надевался башлык – это теплый капюшон с двумя длинными концами.На ногах казаки носили сапоги.
Обязательной атрибутикой к казачьей мужской одежде служило оружие: сабля, шашка, плеть, нагайка и кинжал. Рукоятка и ножны кинжала украшались изделиями из золота и серебра.
Давайте рассмотрим костюм кубанской казачки. Казачки носили так называемый костюм «парочка», он шился из одной ткани и состоял из кофты и юбки.Девушки носили яркие разноцветные кофты и юбки с рюшами и оборками пришитые снизу. Юбки были длинные, чтобы видно были только сапожки. На голове казачки носили яркие платки. В доме казачка носила фартук, а выходя из дому - фартук снимала. Ценностью считалась длинная коса казачки, волосы замужних женщин закрывала шлычка - этомаленькая шапочка, которая закрывала косу, оставляя непокрытой голову. Еще казачки носили корсетку– женская кофточка без рукавов (безрукавка).
Физкультминутка
Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: Ребята, сейчас, я предлагаю вам, перейти в видеозал, где нас ждет интересная презентация об одежде кубанских казаков. Занимайте месте в зале пожалуйста, присаживайтесь.
Презентация «Национальная одежда кубанских казаков».
Дети, рассматривают слайды с национальной одеждой Кубани с комментариями воспитателя.
Гимнастика для глаз
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
Воспитатель: Ребята, вот и заканчивается наша экскурсия по музею.
А для того, чтобы закрепить ваши знания, я предлагаю поиграть в игру «Собери картинку». Для этого вы должны поделиться на команды. Каждой команде я дам по конверту. В конверте лежат разрезные картинки, которые вы должны собрать, поднять руку и сказать, какая часть одежды изображена.
Дети делятся команды и приступают к игре. Собрав картинку, команды называют детали казачьего костюма.
Воспитатель: Молодцы справились с первым заданием. Вас ждет еще одно испытание.Посмотрите картинки, на них изображены казаки в национальной одежде. Какая команда назовет больше деталей одежды, та и выиграет.
Воспитатель: Наша экскурсия подошла к концу, благодарю вас за внимание.

Список использованной литературы

1. Головина И. Н. Головина И. Н. Методическое пособие «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к истокам кубанской культуры» – Новокубанский район, 2016. - 48 с.

2. Альманах педагога - https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=13340

2018