НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Бирюкова Г.Н., Кузнецова Е.А. Интеллектуальные игры для детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Бирюкова Г.Н., Кузнецова Е.А. Интеллектуальные игры для детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.

Игры для детей дошкольного возраста – не просто забава, а необходимость. Через игру развивается ребёнок, происходит становление его личности. Игра помогает осваивать правила, расширять кругозор, развивать усидчивость, тренировать внимательность.

Особое внимание развивающим играм должны уделять взрослые. Ребёнок выбирает те игры, которые ему интересны. Поэтому родитель управляет деятельностью своего ребенка, предлагает варианты игр, которые помогают развиваться. Любое занятие с ребёнком должно соответствовать возрастным особенностям.

Интеллектуальные игры способствуют развитию памяти детей, переключению с одного вида деятельности на другой, развитию умения слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения.

Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Варианты игр для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Интеллектуальная игра «Колобок»

Все знают сказку «Колобок». В сказке семь персонажей: баба, дед, колобок, заяц, волк, медведь и лиса. Нужно приготовить семь картинок или нарисовать их вместе с вашим малышом. Затем рассказать ребенку сказку «Колобок», используя картинки, как наглядное пособие. После этого нужно предложить малышу разложить картинки в хронологической последовательности. Ребенок постарше с удовольствием сам расскажет сказку.

Игра «Правда-неправда»

Все дети очень открытые и наивные. Они верят всему, что говорят взрослые. В младшем возрасте нужно научить ребенка рассуждать. Суть игры заключается в том, что вы говорите ребенку любую фразу, например, «Каждый день идет дождь», «Стол стоит на воздухе», «Зимой всегда тепло», «Летом светит солнце» и другие выдуманные фразы. Ребенок должен ответить это правда или нет. Сначала можно задавать легкие вопросы, а потом предлагать сложные фразы типа «Можно ли ходить по воде» (только по замерзшей воде), «Купаться или плавать можно только летом» (нет, можно и зимой в бассейне) и др., которые приведут малыша в заблуждение. Спрашивайте у ребенка, почему он думает именно так. Сравнивая и рассуждая, ребенок научится делать собственные выводы.

Игра «Одно слово»

Чтобы развить абстрактное мышление и способность обобщать, используйте данную игру. Вам необходимо придумать несколько слов одной тематической группы, например, стол, стул, кровать, шкаф, ребенок должен назвать это одним словом. Примеры некоторых слов:

· Яблоко, груша, апельсин, банан (фрукты)

· Машина, трактор, автобус, велосипед (транспорт)

· Ира, Александра, Екатерина, Людмила (имена)

· Красный, синий, желтый, фиолетовый (цвета)

· Ромашка, гвоздика, незабудка (цветы)

Игра «Рассказ по картинкам»

Ребенку предлагается несколько картинок, например, на одной изображена девочка, держащая конфету, на второй – девочка с пустым фантиком в руках, на третьей – плачущая девочка. Ученику необходимо составить логический рассказ по этим картинкам. При этом события в рассказе должны идти в той последовательности, в какой предъявлялись изображения.

«Что будет, если…»

Ведущий задает вопрос - ребенок отвечает.

"Что будет, если я встану ногами в лужу?"

"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь ролями.

Игра «Что ты знаешь колючее (холодное, мокрое)?»

Назовите несколько колючих объектов, возможно малыш добавит к ним другие. Например, назовите сами ёлку, ёжика, иглы и булавки. А когда гуляете в парке или в лесу найдите колючие растения, покажите ребенку шипы. Для чего они нужны растению? Наверняка, ребенок вспомнит вашу игру и сам добавит находку к категории "колючих вещей".

Можно поиграть и с другими свойствами. "Что на свете холодное?", "Что на свете круглое?", "Что на свете липкое?". Только слишком много сразу свойств не спрашивайте. Лучше что-то одно. Главное, чтобы ребенок запомнил принцип и включал в группу, допустим, "колючих вещей" все новые и новые объекты.

Можно также и использовать и специальные компьютерные программы для детей, направленные на развитие логики, мышления, воображения и памяти.

Существует множество интеллектуальных игр для детей: по предложенным картинкам придумать рассказ, раскрасить по образцу, дорисовать рисунок, найти выход из лабиринта и др. Всё это в дальнейшем пригодится малышу, не только при решении домашних задач и упражнений, но и в некоторых жизненных ситуациях.

Игры для ребенка это не только развлечение, но и особый вид деятельности, без которого малыш не может нормально расти и развиваться.

Список используемых источников:

1.Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка// Дошкольники. - М.: Рольф, 2000. - 142 с.

2.Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста // сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Педагогика, 2002. - 236 с.

3.Осипова, Е.А. Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет: Книга для родителей и воспитателей // Е.А. Осипова. - М.: АРКТИ, 2004. - 144 с.

4.Содержание и методы умственного воспитания дошкольников // под ред.Н. Н. Поддьякова. - М.: Высшая школа, 2001. - 297 с.

5.Филимонова, Н.И. Интеллектуальное развитие дошкольников // Дошкольное образование. - 2007. - № 4. - С. 11-17.
2023