Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Юрченко И. А., Здесенко Н. И., Кулёва Н. Н. Профессиональная компетентность педагога в моделировании раз- вивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf


 

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности). Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в развитии и воспитании.
В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:
- владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности;
- готовность решать профессиональные предметные задачи;
-способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) ориентирует педагогов на интеграцию разных направлений, ставит перед ними новые ориентиры при проектировании не только педагогического процесса, но и развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения (далее РППС).
Среди задач, на решение которых направлен ФГОС ДО, - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Средством, которое позволит повысить профессиональную компетентность педагога, может стать модель РППС, разработанная с учетом:
- требований ФГОС ДО;
- методических рекомендаций для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста;
- затруднений педагогов, которые они испытывают в построении среды.
Модель РППС включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный и результативный.
Целевой компонент модели представлен единством цели и задач создания РППС. Цель заключается в создании условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО. Основными задачами создания условий для полноценного развития дошкольников являются: создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для физического развития; для творческого самовыражения, для проявления познавательной активности детей; для восприятия и созерцания, для участия родителей в жизни группы.
Содержательный компонент отражает образовательные области, выделенные в соответствии с требованиями ФГОС ДО: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Определены центры активности РППС, отбор материалов для которых зависит от изменения задач по образовательным областям.
Результативный компонент определяет требования, критерии и показатели оценки изменений РППС с учетом требований ФГОС ДО.
Предметно – развивающая среда предполагает специально созданные благоприятные условия, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Развивающая предметно – пространственная среда в группе включает: обеспечение активной жизнедеятельности ребенка; становление его субъективной позиции; развитие творческих проявлений всеми доступными средствами.
 РППС в группе содержательно – насыщенная и является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта, представляет необходимые возможности для игровой, познавательной, творческой, исследовательской, двигательной активности детей, обеспечивает эмоциональное благополучие, возможность самовыражения.
Предметная развивающая среда группы открывает перед детьми множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса и в этом смысле является полифункциональной.
Созданы условия доступности для воспитанников, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Предметно-пространственная среда соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Задачи развивающей среды:
1.обеспечивать интенсивную, непрерывную вовлеченность детей в разнообразные виды деятельности;
2. побуждать к активному исследованию окружающего мира;
3.обеспечивать разнообразие выбора детей на основе их интересов и потребностей;
4. способствовать развитию положительных наклонностей.
В построении среды следует учитывать:
- индивидуальные особенности развития каждого ребенка;
- интересы группы в целом;
- не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи;
- игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно.
В соответствии с ФГОС ДО РППС должна быть содержательно насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная.
Для того чтобы дети могли осознанно осуществлять свой выбор и планировать свою деятельность, в группах создаются центры активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.
Центры активности – игровые зоны, где материалы, оборудование и игрушки подобранные таким образом, чтобы стимулировать разнообразные игры и виды деятельности.
Первый шаг в проектировании среды - определение расположения центров в группе детского сада.
Созданные центры детской активности отражают различные виды деятельности, специфичные для возраста воспитанников. Материалы расположены в удобных и доступных для воспитанников местах. Учитывается равномерная наполняемость центров.
Центр познания. Представлен демонстрационный и раздаточный материал.
Центр безопасности оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым, дидактическим играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения.
Центр экспериментирования или исследовательский центр, представляет собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами.
Центр природы насчитывает большое количество комнатных растений. Дети знают их названия, помогают за ними ухаживать. Здесь находится оборудование для труда в природе, ручного труда, информационный материал об объектах живой природы, альбомы, дидактические игры по формированию экологических представлений.
Центр математики включает в себя материал для работы с детьми по основным разделам: количество и счет, цвет, форма, величина, ориентировка во времени и пространстве. В нем представлен демонстрационный и раздаточный материал.
Центр конструирования. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал).
Центр книги с театральным центром. Чтение сказок, стихов, рассматривание иллюстраций в книгах, потом для детей и вместе с детьми, используя разные виды театра, показываем сказки.
Центр игры. В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр- «Детский сад», «Больница», «Семья», «Магазин». Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у детей желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Центр творчества. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят.
Центр спортивных игр. Физкультурный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки, игры с мячом, метание в цель. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
 Развивающая предметно-пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию, способствует формированию у ребенка жизненной позиции в образовательной деятельности, развивает инициативность и обеспечивает самореализацию через различные виды деятельности.

Библиографический список

1. Новоселова А.Н. Развивающая предметная среда: Методические
рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов
развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных
комплексах. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.
2. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном
учреждении – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
3. Родионова О.Р. Растем играя: Пособие для воспитателей и родителей. – М., 2000. – 18 с.
4. Сотникова В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в
группах раннего возраста ДОУ – 2-е изд., исправленное и дополненное
– М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.
2021