НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Борисова Н.А., Бедарева О.В., Ястребкова Н.В., Михай М.П. Игра как основной метод коррекционно- развивающей работы логопеда. Палитра логопедических игр

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей. Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала. Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!». Здесь не надо даже быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка. Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Поэтому одной из главных задач учителя-логопеда это - заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи.
А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. А. С. Макаренко говорил: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».
В литературе в дошкольном воспитании опубликовано много уже апробированных на практике разнообразных игр, знание их, умение использовать в целях коррекции различных дефектов речи у детей – в этом есть задача логопеда сегодня.
Дидактические игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Настольно – печатные, задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Коррекционно-развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями. А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации. Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.
Практический материал разделен на три части: 1.Подготовительные игры и упражнения. 2. Игры для формирования правильного звукопроизношения. 3. Потешки, чистоговорки, считалки.
Подготовительные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому к его воспроизведения.
Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т. е. умение различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Затем для развития речевого слуха, т. е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т. е. умению слышать составные части слова.
Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и звукового анализа используются такие игровые упражнения как: «Угадай, что звучит», «Тишина», «Близко – далеко», «Шумящие мешочки», «Какое слово отличается?», «Найди звук», «Угадай слово», «Поймай заданный звук», «Волшебная палочка», «Звонкий – глухой», «Твердый – мягкий», «Поезд», «Собери слово», «Где звук?» и др.
Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба. Увлекаем в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превратит артикуляционную гимнастику в веселую игру.
Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игровые приемы и игры: «Сдуй снежинку», «Буря в стакане», «Прокати машинку», «Бабочка лети», «Задуй свечку», «Покатай карандаш», «Фокус» и т. п.
Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяют такие формы работы: игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения, игры с песком, мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчки, кукольные театры, игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.
На этапе формирования первичных произносительных умений и навыков подбираются игры для формирования правильного звукопроизношения на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей.
Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов: «Пароход гудит», «Лабиринты», «Найди предметы», «Мой, моя, моё», «Живое - неживое», «Подбери словечко», «Четвертый лишний», «Исправь предложение», «Веселый поезд», «Волшебная дорожка» и многие другие.
Потешки, чистоговорки, считалки подобраны на тоже звуки и группы звуков, что и в предыдущем разделе. Повторение вслед за логопедом или выученные наизусть потешки, чистоговорки, считалочки могут служить целям этапа формирования коммуникативных умений и навыков
Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка. Для совершенствования лексико-грамматического строя речи используются такие игры: «Один – много», «Кто, что ест», «Сосчитай», «Из чего сделано?», «Чей, чья, чье?», «Какой бывает?», «Назови одним словом», «Чей хвост?» и т. п. Для развития связной речи: «Продолжи предложение», «Пословицы и поговорки», «Угадай», «Нелепицы», «Придумай сказку», «Исправь предложение» и другие, а также игры - драматизации, игры-инсценировки.
Для развития высших психических функций используются такие игры как: «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Что спрятано?», «Лабиринты», и многие другие.
При знакомстве с буквами и обучении детей чтению хорошо использовать не только буквари и рабочие тетради, но и различные красочные и интересные для детей игровые задания такие как: «Найди букву среди других», «Засели домик», «На что похожа буква?», «Назови знакомые буквы», «Выбери букву и придумай слово, которое начинается с этого звука», «Какие буквы ты видишь?» (дети прикрепляют снежинки или капельки, в зависимости от времени года и читают слоги, короткие слова, «Назови букву и найди на картинке все слова, начинающиеся с этого звука» Можно использовать также следующие упражнения: «Напиши букву в воздухе»; «Выложи букву из палочек, пуговиц, шнурков, слепи из пластилина»; «Нарисуй букву на песке, муке»; «Зачеркни неправильно написанные буквы»; «Найди букву» (с использованием шума); «Буква сломалась»; «Обведи нужную букву», «Какая буква спряталась на картинке».
Все эти игры являются многофункциональными, не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов.
Таким образом, использование логопедических игр в работе логопеда, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.
Игра «Собери пирамидку, и назови картинки»
Цель: тренировка тонких движений пальцев кистей рук; формирование координации движений; автоматизация звуков в словах. Задание ребенок должен собрать пирамидку китайскими палочками и проговаривать слова.
Игра «Словарный штурм»
Задание: подобрать существительные, глаголы, наречия, прилагательные (показ картинки «БАНАН») Знают этот фрукт детишки, любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран, в тропиках растет (банан). Расскажи обо мне
Вопрос: - Как я попал в дом? (купили, подарили, угостили, привезли). Вопрос: - Какой я? (желтый, зеленый, длинный, мягкий, сладкий). Вопрос: - Что я могу делать? (расти, созревать, желтеть, падать, лежать). Вопрос: - Что со мной можно делать? (сорвать, купить, мыть, чистить). Вопрос: - Кто меня больше всего любит? (дети, взрослые, обезьяны ). Вопрос: - Что я больше всего люблю? (солнце, ветерок, дождик). Вопрос: - С какими предметами я дружу? (с водой, ножом, тарелкой). Вопрос: - Как я выгляжу? (аппетитно, прекрасно, замечательно).


Физминутка «Определите место звука в слове»
Логопед: предлагаю выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук «Л» будет стоять в начале слова, поднимите руки вверх. В середине - руки на пояс, в конце - на колени». (Лапа, кулак, пол, лыжи, колба, полка, молоко, волосы, осел, лопата, футбол).
«Шагайка – называйка»
Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и одновременно делай шаги вперед.
Я знаю молочные продукты…
Я знаю лиственные деревья…
Я знаю головные уборы…
Я знаю виды спорта…
Я знаю кондитерские изделия…
Я знаю опасные профессии…

Библиографический список

1. Астафьева, Е.О. Играем,читаем,пишем / Е.О. Астафьева.- СПб: Издательство «Детство-Пресс», 2001. - 64с.
2. Васильева, С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников / С.А. Васильева, Н.В.Соколова – М.: Издательство «Школа-Пресс», 1999. - 78с.
3. Комратова, Н.Г. Учимся говорить правильно / Н.Г. Комратова. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2005. - 208с.
4. Морозова, И.А., Пушкарева М.А. Подготовка к обучению грамоте / И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. – М., 2007. – 136с.
2019