НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Никишина Н.Н., Тетерина Л.М. Методическое сопровождение педагогов ДОО при обобщении актуального педагогического опыта

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


В условиях реализации ФГОС ДО каждое образовательное учреждение ставит перед собой цель создать сильную команду педагогов-профессионалов, отвечающих требованиям, которые предъявляются к кадровым условиям реализации программы. Одно из них – это наличие у педагогов основных компетенций, среди которых - умение представить себя и результаты своей работы коллегам. Личные профессиональные достижения педагог оформляет в виде целостного описания опыта своей работы. Внедрять и распространять нужно любой положительный педагогический опыт. Однако нельзя судить о нем только по результатам работы педагога. Вполне может быть, что результат получен неадекватными, жёсткими методами или за счёт использования дополнительного времени, отнятого от самостоятельной деятельности детей. Чтобы представить педагогический опыт как передовой, необходимо тщательно его изучить.
Дело это нелёгкое и воспитателям необходимо методическое сопровождение на каждом из этапов – выявления и изучения; обобщения и описания; распространения и внедрения актуального опыта. С этой целью в нашем ДОО работает мастерская, которую мы назвали «Профессионал». Она объединяет педагогов, которые могут и хотят разрабатывать инновационные технологии, апробировать их и представлять, как актуальный опыт.
Выявление и изучение лучшего опыта педагогов ДОУ – это задача старшего воспитателя ДОО. Первое, что необходимо при этом сделать, оценить актуальность опыта. Другими словами, необходимо убедиться в соответствии этого опыта современным тенденциям общественного развития, передовым идеям педагогической науки. Если мы видим, что высокие цели достигаются гуманными методами и при этом достигается развитие ребёнка, переходим ко второму этапу. Это – этап обобщения (описания) опыта. Активность на этом этапе переходит в руки педагогов, а за старшим воспитателем остаётся сопровождение, помощь. В чём она заключается? В рамках деятельности мастерской «Профессионал», разработан цикл из практических занятий по проработке всех этапов описания опыта. Первое из этих занятий мы предлагаем Вашему вниманию
Занятие «Обучение педагогов ДОУ обобщению актуального педагогического опыта»
Настрой на работу.
- Вы давно работаете в детском саду? (ответы).
-У вас есть опыт работы с детьми? (Ответы).
- У Марии Владимировны и Виктории Петровны по пять лет стажа, у них одинаковый опыт? (Ответы).
- Безусловно, вы правы. Опыт накапливается постепенно и в очень незначительной степени зависит от стажа. Куда важнее интерес к работе с детьми, направленность личности на инновации, стремление к успеху в профессии. Уверена, что каждый из вас уникален, и каждый обладает значимым опытом, который может быть полезен коллегам. Нужно и важно его обобщать и распространять.
- Вы умеете это делать? (ответы)
- Попробуем? С чего начнём?
- Конечно, начинаем с ТЕМЫ. Тут есть несколько тонкостей, которые необходимо учесть. Посмотрите на слайд:
Формулировка темы:
•       В теме должна быть отражена связь «результат-средство» («средство-результат»).
•       Она должна быть конкретной и немногословной.
•       В ней должны корректно использоваться педагогические и психологические термины
Вот эти тонкости. Они понятны?
- Итак, в теме: всё, по возможности, коротко, корректно и точно указано, чего хотите достичь и при помощи каких средств это достигается.
- Как вы думаете, на этом слайде правильно сформулирована тема?
- Каких результатов вы хотите достичь? (развить познавательные интересы детей).
-Какие средства будете для этого использовать (конструирование из «Полидрона»)
- Лишних слов нет?
- А некорректного использования терминов? Значит, всё правильно.
- Это надо запомнить: результат – это всегда улучшение, развитие какого-либо явления, а средство – это, при помощи чего мы этих улучшений добились.
- Сейчас я предлагаю вам определить, какая тема сформулирована неверно. Посмотрите на слайд:
Правильно ли сформулирована эта тема?Развитие познавательных интересов старших дошкольников посредством игр с конструктором «Полидрон»
- Здесь сразу 2 ошибки. Какие? (не установлено отношение в системе «средство-результат»; некорректно записан автор пособия. Воскобовича зовут Вячеслав Вадимович. Хотя бы инициалы написали.)
- С формулировкой темы разобрались? Пойдём дальше. Остальные три темы на слайде – это реальные опыты коллег нашего региона и на их примере я предлагаю сегодня поработать. Будем анализировать его в парах, хорошо?
(педагогам предлагается АПО педагогов региона)
Посмотрите, как называется первый раздел?
- Да, это условия становления опыта.
- Раздел должен обязательно содержать данные, которые вы видите на слайде:
условия становления опыта – это:
•       необходимые сведения о микрорайоне, социальной среде;
•       сведения о группе и программе обучения;
•       результаты предварительной диагностики по теме опыта;
•       вывод, формулировка проблемы
- Они понятны? Если д/с расположен невдалеке от перегруженной трассы – это одна ситуация, если рядом лес, луг, ручеёк – совсем другая. Это не значит, что в первом случае вы не будете знакомить детей с природой, но акцент в работе всегда будет на освоении правил безопасного движения на дороге.
Далее – программы. Содержание деятельности педагога с детьми определяют именно они, а подходы у авторов программ разные, поэтому нужно знать, какая программа реализуется в данной группе.
Понятно, что нужно знать уровень развития тех качеств, которые вы будете формировать у детей, до начала работы. Для этого и нужна диагностика. Не забудьте, что методики для неё нужно выбирать проверенные, надёжные, валидные.
На основании всего этого формулируется проблема.
- А что такое проблема? (ответы)
- Да, это логическое завершение условий становления опыта. Она возникает на стыке старых и новых знаний: когда старые знания уже не действуют, а новые ещё не появились. Вы их должны найти. Или решение уже найдено в науке, а вы показываете, как реализовать идею на практике.
В материалах, которые у вас в работе, я удалила по одному структурному компоненту из раздела «Условия становления опыта». Ваша задача определить какой? На это у вас 1 минута.
Комментарий: иногда педагоги определяют тему опыта, не проведя диагностику, не формулируя проблему и это неправильно. Потому что результативность проделанной работы можно определить только по сравнительным результатам диагностических данных.
Выслушиваем ответы
- Отлично справились, вы очень внимательны!
Следующий структурный компонент это актуальность. В этом разделе обосновывается актуальность проблемы, решаемой в опыте. При этом важно выявление противоречий и затруднений, которые встретились в практике и решаются в опыте.
Что такое противоречие?
Противоре́чие (контрадикторность) — отношение двух понятий и суждений, каждое из которых является отрицанием другого.
Например, есть необходимость в использовании новых форм работы с детьми, но нет точной технологии этих форм, недоработана методическая база.
Есть необходимость в улучшении какого-либо показателя, но условия для этого не созданы.
Из противоречия вытекает проблема, которую вы решаете.
Так при описании опыта необходимо, чтобы противоречие было связано с темой опыта.
Сейчас внимательно посмотрите на тему опыта, с которым вы работаете, и найдите противоречие, с которым столкнулся автор.
Нашли противоречие? Соотносится с темой? (ОТВЕТЫ)
Перед вами карточки синего цвета с темой и два противоречия, одно из них верное.
Попробуете найти правильное противоречие
Комментарий: воспитатели допускают ошибку, начиная работать в каком-то направлении не выявив проблему, и планируют получить положительный опыт, очень важно объяснять воспитателям, что Актуальность опыта будет определять противоречие, если вы его найдете и разработаете пути решения этого противоречия, то ваш опыт будет являться актуальным.
Выслушиваем ответы (2 минуты)
Молодцы, вы все правильно сделали!
И сейчас мы попробуем поработать самостоятельно определить тему опыта.
Мы начинали нашу работу с правила формулировки темы, схема перед вами.
Но на самом деле работа над опытом не начинается с формулировки темы, сначала мы видим проблему, противоречия, ищем пути решения этих противоречий, и найдя средство решения проблемы, улучшения показателей, видим устойчивый результат нашей работы, и тогда уже мы формулируем тему.
Перед вами на карточки зеленого цвета (раздел АПО условия возникновения опыта и актуальность). В разделах условия возникновения опыта и актуальность опыта найдите проблему, с которой столкнулся автор и средства, которыми он пытается эту проблему решить. На основе этих данных попробуйте сформулировать тему.
Пожалуйста, на все у вас две минуты.
-Уважаемые коллеги, вы готовы? Кто хочет прочитать? (анализируем)
Рефлексия. Сегодня мы с вами познакомились только с начальным этапом работы по описанию собственного инновационного опыта, хотелось бы получить вашу оценку нашей совместной деятельности.
На чистом листе обведите свою руку. Прочитайте, что обозначает каждый палец (на слайде: большой палец- все для меня было важно и интересно, указательный палец - по этому вопросу я получила конкретные указания, средний палец- мне было трудно, безымянный палец – мне было комфортно работать, минизец – этим вопросом я заинтересовалась) и поставьте любой значок на том (или на тех), которые кажутся вам адекватными нашему сегодняшнему профессиональному общению. У вас есть маркеры. Мы прикрепим всё на доску, пусть жюри видит.
Я благодарю вас за сотрудничество. Желаю вам успехов!

Библиографический список

1.К. Белая, Как научить воспитателей обобщать педагогический опыт. Методические рекомендации. – 2018. - №11. – С.
2019