Библиографическое описание:
Авдеева Е.И. Развивающая предметная среда в детском саду – центр экологии // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.
Главная задача развивающей экологической среды – создание условий для формирования у детей осознанно-правильного отношения к природе.
Развивающая среда является одним из условий, обеспечивающих качество дошкольного образования. Научно обоснованная организация среды в целом определяет эффективность образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, создает благоприятные условия для развития личности и деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.
В современном учреждении дошкольного образования предметно-пространственная развивающая среда должна отвечать требованиям:
Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Оно должно быть устойчивым и прочным. Материалы, из которых изготовлено игровое оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования. Насыщенность предполагает оснащение среды средствами обучения и воспитания, игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарем; разнообразие материалов и оборудования, обеспечивающее игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное благополучие. Предметное окружение детей раннего возраста предоставляет возможности для развития движений, моторики, координации, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Транcформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.
Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности. Так, например, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др.
Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.
Доступность – возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.
При создании среды необходимо руководствоваться и современными требованиями к организации образовательного процесса. Для проведения занятий, игр, наблюдений педагог подбирает и размещает в групповом помещении игрушки, материалы и оборудование для специально организованной и нерегламентированной деятельности детей в соответствии с Перечнем средств воспитания и обучения. Он включает оборудование, игрушки, игровой материал, наглядные пособия, которые отвечают психолого-педагогическим, эстетическим, эргономическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям и нормам. Задача педагога – спроектировать развивающую предметную среду в соответствии с данным перечнем и содержанием учебной программы дошкольного образования.
Таким образом, среда должна:
-обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка;
-побуждать детей к деятельности;
-способствовать развитию самостоятельности и творчества;
-обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка.
Экологический центр: Формирование элементарных представлений о некоторых общих для человека, животных и растений признаках: движении, питании, росте.
-Цветущие растения.
-Предметы по уходу за растениями: лейки, тряпочки, тазы.
-Картинки с сезонными изменениями природы, отражающие части суток (день, ночь), состояние погоды.
-Природный материал для исследования: песок, вода, глина, разные виды бумаги, краски, пластилин (материал хранится в ящиках, емкостях).
Общие требования к экологическим центрам.
Требования растут и расширяются год от года и отражены в образовательных программах:
Согласно санитарным нормам в групповых помещениях, раздевалках, спальнях запрещено размещать животных. Если в детском саду хотят, чтобы дети имели возможность наблюдать и ухаживать за ними, для них отводят отдельное помещение, куда дети могут ходить на экскурсию с воспитателем.
Расположение с учётом естественного освещения. Растения, которые там находятся, не должны быть затенены мебелью, игрушками, то есть им нужно предоставить максимум солнечного света в дневное время
Безопасность. Растения, материалы и инструменты не должны причинять детям вреда и не представлять опасности.
Исключить колючие и ядовитые растения, а мелкие природные материалы (камни, фасоль, горох, ракушки) дети должны использовать под присмотром воспитателя.
Это же требование относится к оборудованию для опытов и экспериментирования: оно не должно содержать стеклянных, острых предметов (пробирок, пинцетов). Пользоваться им детям разрешено под присмотром педагога.
Однако, чтобы поощрять дошкольников к самостоятельности в исследовании, нужно иметь достаточное количество безопасных объектов, которыми дети могут пользоваться по собственной инициативе. Например, коллекцию семян растений, запаянных наглухо в пластиковые пакеты, дошкольники могут рассматривать самостоятельно, начиная со средней группы.
С этого же возраста детям можно давать небьющиеся увеличительные стёкла в пластиковой оправе. Детям младших групп для обследования и игры можно предложить пластиковые муляжи овощей и фруктов, фигурки животных, каштаны, листья.
Необходимо удостовериться, что ни на одно растение или животное у воспитанников нет аллергии.
Мебель должна быть хорошо закреплена, а полки находиться на уровне глаз детей. Малышам не следует тянуться вверх, чтобы всё рассмотреть.
Эстетичность оформления, яркость и привлекательность. В любом групповом помещении уголок природы обычно несёт эстетические функции: он украшает группу благодаря зелёным частям растений, цветам, а также календарю природы, детским рисункам и другим поделкам.
Разнообразие. Выполнение этого требования достигается за счёт наполнения центра согласно возрасту детей, необходимыми растениями, материалами и оборудованием.
Использование игрушек при оформлении уголка природы:
Забавным и вызывающим массу положительных эмоций дополнением центра станет сказочный герой, игрушка в виде гнома, феи, лесовичка. Этот персонаж может появиться однажды с интересным или необычным подарком: особенно ярким осенним листочком, корзинкой сладких яблок для малышей, роскошной рябиновой гроздью, которую потом засушат на корм птицам. Сказочный герой остаётся жить в центре природы, внося в естественную среду элемент волшебства и фантастичности, что очень нравится детям. Общение с этим персонажем может превратиться в традицию: дети гораздо охотнее поделятся впечатлениями о произошедшем на прогулке с любимым героем, чем просто перескажут увиденное.
Литература
1.Николаева С.Н. «Система экологического воспитания дошкольников». М.: ТЦ Сфера, 2011.
2. Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2012.
3. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду» М.: Мозаика-Синтез, 2014.
4. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром». М.: Мозаика –Синтез, 2014.
Авдеева Е.И. Развивающая предметная среда в детском саду – центр экологии // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.
Главная задача развивающей экологической среды – создание условий для формирования у детей осознанно-правильного отношения к природе.
Развивающая среда является одним из условий, обеспечивающих качество дошкольного образования. Научно обоснованная организация среды в целом определяет эффективность образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, создает благоприятные условия для развития личности и деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.
В современном учреждении дошкольного образования предметно-пространственная развивающая среда должна отвечать требованиям:
Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Оно должно быть устойчивым и прочным. Материалы, из которых изготовлено игровое оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования. Насыщенность предполагает оснащение среды средствами обучения и воспитания, игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарем; разнообразие материалов и оборудования, обеспечивающее игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное благополучие. Предметное окружение детей раннего возраста предоставляет возможности для развития движений, моторики, координации, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Транcформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.
Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности. Так, например, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др.
Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.
Доступность – возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.
При создании среды необходимо руководствоваться и современными требованиями к организации образовательного процесса. Для проведения занятий, игр, наблюдений педагог подбирает и размещает в групповом помещении игрушки, материалы и оборудование для специально организованной и нерегламентированной деятельности детей в соответствии с Перечнем средств воспитания и обучения. Он включает оборудование, игрушки, игровой материал, наглядные пособия, которые отвечают психолого-педагогическим, эстетическим, эргономическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям и нормам. Задача педагога – спроектировать развивающую предметную среду в соответствии с данным перечнем и содержанием учебной программы дошкольного образования.
Таким образом, среда должна:
-обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка;
-побуждать детей к деятельности;
-способствовать развитию самостоятельности и творчества;
-обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка.
Экологический центр: Формирование элементарных представлений о некоторых общих для человека, животных и растений признаках: движении, питании, росте.
-Цветущие растения.
-Предметы по уходу за растениями: лейки, тряпочки, тазы.
-Картинки с сезонными изменениями природы, отражающие части суток (день, ночь), состояние погоды.
-Природный материал для исследования: песок, вода, глина, разные виды бумаги, краски, пластилин (материал хранится в ящиках, емкостях).
Общие требования к экологическим центрам.
Требования растут и расширяются год от года и отражены в образовательных программах:
Согласно санитарным нормам в групповых помещениях, раздевалках, спальнях запрещено размещать животных. Если в детском саду хотят, чтобы дети имели возможность наблюдать и ухаживать за ними, для них отводят отдельное помещение, куда дети могут ходить на экскурсию с воспитателем.
Расположение с учётом естественного освещения. Растения, которые там находятся, не должны быть затенены мебелью, игрушками, то есть им нужно предоставить максимум солнечного света в дневное время
Безопасность. Растения, материалы и инструменты не должны причинять детям вреда и не представлять опасности.
Исключить колючие и ядовитые растения, а мелкие природные материалы (камни, фасоль, горох, ракушки) дети должны использовать под присмотром воспитателя.
Это же требование относится к оборудованию для опытов и экспериментирования: оно не должно содержать стеклянных, острых предметов (пробирок, пинцетов). Пользоваться им детям разрешено под присмотром педагога.
Однако, чтобы поощрять дошкольников к самостоятельности в исследовании, нужно иметь достаточное количество безопасных объектов, которыми дети могут пользоваться по собственной инициативе. Например, коллекцию семян растений, запаянных наглухо в пластиковые пакеты, дошкольники могут рассматривать самостоятельно, начиная со средней группы.
С этого же возраста детям можно давать небьющиеся увеличительные стёкла в пластиковой оправе. Детям младших групп для обследования и игры можно предложить пластиковые муляжи овощей и фруктов, фигурки животных, каштаны, листья.
Необходимо удостовериться, что ни на одно растение или животное у воспитанников нет аллергии.
Мебель должна быть хорошо закреплена, а полки находиться на уровне глаз детей. Малышам не следует тянуться вверх, чтобы всё рассмотреть.
Эстетичность оформления, яркость и привлекательность. В любом групповом помещении уголок природы обычно несёт эстетические функции: он украшает группу благодаря зелёным частям растений, цветам, а также календарю природы, детским рисункам и другим поделкам.
Разнообразие. Выполнение этого требования достигается за счёт наполнения центра согласно возрасту детей, необходимыми растениями, материалами и оборудованием.
Использование игрушек при оформлении уголка природы:
Забавным и вызывающим массу положительных эмоций дополнением центра станет сказочный герой, игрушка в виде гнома, феи, лесовичка. Этот персонаж может появиться однажды с интересным или необычным подарком: особенно ярким осенним листочком, корзинкой сладких яблок для малышей, роскошной рябиновой гроздью, которую потом засушат на корм птицам. Сказочный герой остаётся жить в центре природы, внося в естественную среду элемент волшебства и фантастичности, что очень нравится детям. Общение с этим персонажем может превратиться в традицию: дети гораздо охотнее поделятся впечатлениями о произошедшем на прогулке с любимым героем, чем просто перескажут увиденное.
Литература
1.Николаева С.Н. «Система экологического воспитания дошкольников». М.: ТЦ Сфера, 2011.
2. Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2012.
3. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду» М.: Мозаика-Синтез, 2014.
4. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром». М.: Мозаика –Синтез, 2014.