НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Власова Н.В. Театральная деятельность как способ активной социализации ребенка-дошкольника

Оригинaл материала размещен в выпуске № 5 (55) https://f.almanah.su/55.pdf

Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт - все это помогает осуществить театр. Поэтому в своей работе театрализованной деятельности уделяю особое значение, что поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире. Повысить культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, правилами этикета, традициями.
    Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности, образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей.
      Развитие коммуникативных способностей способствует формированию таких личностных качеств, как инициатива, свобода, позволяет ребенку увидеть свои возможности, помогает дальнейшему становлению самосознания, развитию эмоций, является показателем готовности к школьному обучению.
      Дети более импульсивны и непосредственны в общении, чем взрослые, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. Театрализованная деятельность является именно тем средством, с помощью которого эти особенности общения ребенка становятся более взвешенными, вербальными. Приобщение ребенка к миру прекрасного, погружение его в удивительный мир театра развивает у детей эмоции, чувства, личные качества, тренирует способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор, обогащает и раскрывает его коммуникативные, речевые и творческие качества.
     Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся.
      Поэтому именно театрализованная деятельность позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
      Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми. Сама форма организации театрализованной игры, предполагает обыгрывание какой - либо темы, интересной и понятной для всех ее участников. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт общения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Это позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации.
      Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально - положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых.
    Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей - умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.
  Для обеспечения совместной и самостоятельной театрализованной деятельности в группе созданы условия:
·        имеются различные виды театра: кукольный, настольный, конусный, пальчиковый, фланелеграф, театр "варежка", театр "мягкой игрушки";
·        костюмы, маски, шапочки для игры - драматизаций;
·        театральный уголок;
·        аудиотека классической и релаксационной музыки, "звуки природы";
·        детские рисунки по сказкам, потешкам;
·        альбомы - загадки, считалки.
  Для реализации своей деятельности я составила рабочую программу кружка «Затейники» по театрализованной деятельности .
     Определила основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого "типичного" образа в театрализованной игре.
     Проанализировав работу, убедилась, что театрализованная деятельность детям интересна, материал доступен и понятен, дети с интересом исполняют роли, помогая друг другу. Таким образом, развитию уверенности в себе, социальных навыков поведения, умения общаться друг с другом, с взрослыми способствует организация театрализованной деятельности, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой - либо роли.
   Свою работу по театрализованной деятельности не заканчиваю, планирую работать дальше в этом направлении для воспитания сплоченного, дружного, доброжелательного детского коллектива.


2022