Информационные технологии в современном образовательном процессе

Дмитриева Ю. В. Цифровая образовательная среда Пермского суворовского военного училища как инструмент эффективного взаимодействия участников образовательного процесса

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (36) https://f.almanah.su/36.pdf


Довузовские образовательные организации Министерства обороны Российской Федерации суворовские (президентские, нахимовские) училища и кадетские корпуса являются составной частью общей системы военного образования России и подчиняются всем нормативным актам, регламентирующим организацию образовательного процесса для общеобразовательных учреждений.
Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые [1].
Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации - насущная необходимость, поскольку образовательная организация несет особую миссию, которая заключается в подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.
Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает наличие автоматизированных информационных систем, набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носит системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основного общего, среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов обучения.
Отметим, что цифровая образовательная среда образовательной организации является единым пространством взаимодействия для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.

Компоненты цифровой образовательной среды Пермского суворовского военного училища

1. Сайт Пермского суворовского военного училища (далее - ПСВУ).
Официальный сайт ПСВУ является структурным компонентом единого информационного образовательного пространства Министерства обороны Российской Федерации. Основными целями сайта ПСВУ являются:
- обеспечение информационной открытости деятельности ПСВУ, доступа к социально значимой информации;
- всестороннее информирование пользователей официального сайта ПСВУ о жизни училища, его структуре, истории, культуре и наиболее значимых событиях;
- обеспечение доступа пользователей официального сайта ПСВУ к текстам документов, регламентирующих деятельность училища;
- реализация прав граждан па доступ к открытой информации;
- реализация принципов единства культурного и образовательного пространства.
2. Система управления обучением.
Эффективное управление образовательной организацией с целью создания единого информационного пространства для сотрудников и воспитанников в училище является система управления обучением «LMS - школа», решающая следующие задачи:
- ведение электронного документооборота (планирование образовательного процесса, расписание учебных занятий, классный журнал, учебный план, тематическое планирование, учебный распорядок, ведение личных дел обучающихся);
- контроль достижений учебного процесса;
- реализация взаимодействия обучающихся и их родителей (законных представителей) с педагогами училища;
- планирование мероприятий;
- статистическая обработка информации и генерация отчетов;
- мониторинг и фиксация хода и результатов образовательного процесса.
В училище полностью реализована система электронных классных журналов: созданы тематические планы, ведется контроль по посещаемости и успеваемости, записываются домашние задания и фиксируются комментарии к полученным отметкам. Система отчетности LMS «ШКОЛА» позволяет эффективно и всесторонне анализировать протекание образовательного процесса, формируются отчеты, проводится регулярно их анализ специалистами учебного отдела и результаты докладываются руководству училища.
3. Внутренняя электронная почта.
В целях оперативного информирования сотрудников училища о проводимых мероприятиях, выдача указаний и текущих заданий, хранение информации, доведение информации, управление рассылками осуществляется с использованием сервиса внутренней электронной почты по локальной сети училища. Все сотрудники имеют учетные записи, сгруппированные в несколько оперативных наборов по подразделениям, видам деятельности, участию в конкурсах, проблемных и рабочих группах. Таким образом, внутренняя электронная почта, обмен информации по которой ведется в локальной сети училища, обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса.
4. Система технической поддержки компьютерной техники и программного обеспечения.
С целью поддержки работоспособности компьютерной техники, решения проблем пользователей с аппаратным, программным обеспечением в училище внедрена автоматизированная сервисная служба HelpDesk, позволяющая оперативно реагировать на вопросы участников образовательного процесса в автоматическом режиме.
Система HelpDesk обеспечивают:
- единую точку обращения к службе поддержки, удобный и понятный интерфейс, который позволяет направлять запросы в службу поддержки;
- стандартный способ регистрации и выдачи заданий специалистам;
- контроль за последовательностью исполнения работ, потраченным временем и ресурсами;
- назначение приоритетов запросам в зависимости от типа запроса, конкретного пользователя или других обстоятельств;
- хранение базы знаний по предыдущим запросам;
- отчётность по затраченному времени и средствам на их выполнение. Запросы, направленные в систему технической поддержки, обрабатываются инженерами лаборатории инновационных образовательных технологий и технических средств обучения.
5. Серверное хранилище информации.
Для оперативного обмена информацией между участниками образовательного процессов, доступа к общей информации одновременно несколькими пользователями, в ПСВУ создано серверное хранилище информации. Хранилище позволяет решить следующие задачи: создание внутренней информационной среды ПСВУ; управление информационными ресурсами; совместное использование методических, информационных материалов; архивирование важной информации.
6. Система дистанционного обучения.
С целью повышения качества образовательного процесса в ПСВУ была развернута система дистанционного обучения (далее- СДО) Moodle для интеграции очной и дистанционной форм педагогического воздействия. Moodle - это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучающимися в режиме дистанционных уроков. На данной платформе в период эпидемии по Covid-19 были проведены дистанционные уроки. Кроме того, система Moodle используется как площадка для обучения и проведения конкурсов профессионального мастерства для педагогов училища
7. Система автоматизации библиотечных процессов.
В библиотеке установлена информационная автоматизированная система «АВЕРС: Библиотека», кроме того в читальном зале библиотеки развёрнут компьютерный класс, в котором обеспечен доступ к коллекциям электронных образовательных ресурсах на цифровых носителях.
8. Группа в социальной сети «ВКонтакте» ПСВУ.
Также, как и официальный сайт группа в социальной сети «ВКонтакте» ПСВУ, является структурным компонентом единого информационного пространства ПСВУ. Основными целями группы «ВКонтакте» являются: оперативное информирование пользователей группы «ВКонтакте» о жизни училища и наиболее значимых событиях; создание канала обратной связи для обучающихся ПСВУ и их родителей (законных представителей). Информационная структура группы «ВКонтакте» формируется в соответствии с запросами участников образовательного процесса и не противоречит требованиям действующего законодательства. Содержание группы «ВКонтакте» формируется на основе представленной информации от ответственных лиц, назначенных приказом начальника училища, с помощью сервиса «Предложить новость».
Отметим, что Пермское суворовское военное училище оснащено современными техническими средствами обучения. В учебных кабинетах имеются компьютер, интерактивная доска, телевизор, мультимедиапроектор. Комплектация кабинетов физики, химии, биологии, лингафонных кабинетов обеспечивает возможность проведения практических и лабораторных занятий на высоком уровне.
Повышение уровня информатизации является одним из направлений деятельности лабораторий инновационных образовательных технологий и технических средств обучения. Сотрудниками лабораторий разработаны приложения для автоматизации обобщения данных:
- электронное портфолио преподавателя, воспитателя, педагога-организатора;
- мониторинг личностных достижений обучающихся для 5- 9 классов;
- диагностики комфортности образовательной среды для психологической службы.
Цифровая образовательная среда образовательной организации является эффективным инструментом взаимодействия участников образовательного процесса, позволяет обеспечить модернизацию образовательного процесса, внедрить в педагогическую практику технологии электронного обучения, модели смешанного обучения, автоматизировать процессы управления качеством образования, формировать у обучающихся навыки обучения в цифровом мире, умению создавать цифровые проекты для своей будущей профессии.

Библиографический список

1. Кушнир М. Цифровая образовательная среда. [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/direktoria-online/thedigital-learning-environment-f1255d06942a (дата обращения: 01.06.2020).
2. Национальный проект «Образование». [Электронный ресурс]. URL: https://projectobrazovanie.ru/ (дата обращения: 01.06.2020).
2020-10-27 16:03 2020