Библиографическое описание:
Деркунская И.В. Консультация для родителей "Воспитание в семье: основы нравственности и патриотизма" // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.
Цель: формирование основ нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить родителей с основными направлениями, целями федеральной образовательной программы;
- Обозначить актуальность данной темы;
- Донести до родителей информацию о приоритетных направлениях по нравственному и патриотическому воспитанию в дошкольной организации;
- Обозначить особую роль семьи в воспитании патриотических и нравственных качеств у дошкольников.
В конце 2022 года 25 ноября Министерством просвещения России был подписан указ за номером 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования», следуя которому, с 1.09.2023 года все дошкольные образовательные учреждения обязаны перейти на работу по данной программе.
Федеральная образовательная программа определяет функции дошкольного образования, базирующиеся на обучении и воспитании на основе наших, российских ценностей, обеспечивает создание единого ядра дошкольного образования, а также создаёт единое образовательное пространство от рождения до школы.
Особую роль играет нравственное, патриотическое воспитание дошкольников, которое с введением федеральной образовательной программы выходит на новый уровень.
И на самом деле, события, происходящие в нашей стране последнее время, сами собой подводят нас к тому, чтобы мы уделили больше внимания именно нравственности и патриотизму.
Хотелось бы особое внимание уделить именно функции семьи, которая имеет большое значение в достижении поставленных федеральной образовательной программой целей.
Семья – это первый социальный институт, первый опыт, первые представления об окружающей действительности и ценностях.
Какие же ценности мы понимаем под «семейными»?
Прежде всего, это конечно – любовь, забота о ближнем, понимание, уважение, доброта, взаимопомощь, взаимовыручка.
Ребёнок насыщается ценностями, традициями семьи.
Особую роль играют наши бабушки и дедушки. Именно они особо ярко и чувственно способны донести и привить ребёнку любовь к Родине, природе, народным песням, творчеству.
Чтобы привить ребёнку все эти ценности необходимо, чтобы они были в вашей семье. Именно вы, родители, своим примером, с помощью теплых, доверительных бесед, поучительных, развивающих ситуаций ежедневно прививаете эти ценности.
Что же такое патриотизм?
Следуя словам В. В. Путина: «Патриотизм, как мы с вами знаем, это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится, как кусочек сахара в чае».
Самое главное, что всех нас объединяет – это наша Родина! Наш дом, наша обитель, то, что мы ценим и бережём.
В работе с детьми мы используем разнообразные формы и методы, но именно игровая деятельность, свойственная данному возрасту, помогает решить поставленные цели и задачи. Именно разнообразные дидактические игры позволяют активировать мышление, чувства, переживания детей, искать и находить пути выхода из сложной ситуации. В ходе игры систематизируются и закрепляются представления о Родине, об армии, о родном крае.
Не стоит забывать, что у детей наглядно-образное мышление. То, что они видит, в чем они участвуют, им запоминается легче и быстрее, чем то, о чём им рассказывают. Чаще гуляйте с ребёнком, посещая места памятников, значимых мест для родного города или страны. Ребёнок должен познавать красоту и неповторимость нашей природы. Вызывайте желание наблюдать, исследовать, экспериментировать.
Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют – всё это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.
Очень важно знакомить детей с историей города, района, страны, её традициями и обычаями.
Любовь к Родине проявляется не только в тяжёлые для нее периоды, но и тогда, когда человек стремится жить лучше, на благо своей страны и своего народа. И это воспитание должно начинаться именно с раннего дошкольного возраста и проявляться в стремлении дружить со сверстниками, познавать традиции и обычаи родного города, края и страны, хорошо учиться в школе. А также проявлять свои нравственные качества: помогать слабым, младшим и старшим, стремится избавить мир от зла и насилия.
Как же это сделать?
И тут нам опять стоит вернуться к вопросу о ведущем виде деятельности. Конечно, всё через игру, доверительные беседы и развивающие ситуации.
Например, приведём несколько игр.
«Наша страна»
Цель: Формирование патриотических чувств у дошкольников.
Материал: изображение достопримечательностей нашей страны (города).
Ход игры: ребенок выбирает из карточек, которые перевернуты, и рассказывает об изображении. Поощряются развернутые ответы с эпитетами об изображении.
«Моя семья»
Цель: Формирование представлений о себе, как о части семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: иллюстрации и фотографии семьи.
«Как я дома помогаю?»
Цель: формирование представлений о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков, воспитывать желание оказывать помощь.
Материал: Картинки с изображением людей, изображения трудовой деятельности дома.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.
Творческая деятельность по рисованию.
«Мой дом. Мой город. Моя страна»
Цель: Формирование умения изображать свои впечатления о городе, переносить его образы в рисунок. Воспитывать любовь к Родине»
Очень важно знакомить детей с историей нашего народа, города, страны. Ведь не зная истории, у человека не будет будущего. Как сказал Владимир Путин: «Глубокое знание своей истории, уважительное, бережное отношение к великому патриотическому, духовному, культурному наследию Отечества позволяет делать верные выводы из прошлого».
Деркунская И.В. Консультация для родителей "Воспитание в семье: основы нравственности и патриотизма" // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.
Цель: формирование основ нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить родителей с основными направлениями, целями федеральной образовательной программы;
- Обозначить актуальность данной темы;
- Донести до родителей информацию о приоритетных направлениях по нравственному и патриотическому воспитанию в дошкольной организации;
- Обозначить особую роль семьи в воспитании патриотических и нравственных качеств у дошкольников.
В конце 2022 года 25 ноября Министерством просвещения России был подписан указ за номером 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования», следуя которому, с 1.09.2023 года все дошкольные образовательные учреждения обязаны перейти на работу по данной программе.
Федеральная образовательная программа определяет функции дошкольного образования, базирующиеся на обучении и воспитании на основе наших, российских ценностей, обеспечивает создание единого ядра дошкольного образования, а также создаёт единое образовательное пространство от рождения до школы.
Особую роль играет нравственное, патриотическое воспитание дошкольников, которое с введением федеральной образовательной программы выходит на новый уровень.
И на самом деле, события, происходящие в нашей стране последнее время, сами собой подводят нас к тому, чтобы мы уделили больше внимания именно нравственности и патриотизму.
Хотелось бы особое внимание уделить именно функции семьи, которая имеет большое значение в достижении поставленных федеральной образовательной программой целей.
Семья – это первый социальный институт, первый опыт, первые представления об окружающей действительности и ценностях.
Какие же ценности мы понимаем под «семейными»?
Прежде всего, это конечно – любовь, забота о ближнем, понимание, уважение, доброта, взаимопомощь, взаимовыручка.
Ребёнок насыщается ценностями, традициями семьи.
Особую роль играют наши бабушки и дедушки. Именно они особо ярко и чувственно способны донести и привить ребёнку любовь к Родине, природе, народным песням, творчеству.
Чтобы привить ребёнку все эти ценности необходимо, чтобы они были в вашей семье. Именно вы, родители, своим примером, с помощью теплых, доверительных бесед, поучительных, развивающих ситуаций ежедневно прививаете эти ценности.
Что же такое патриотизм?
Следуя словам В. В. Путина: «Патриотизм, как мы с вами знаем, это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится, как кусочек сахара в чае».
Самое главное, что всех нас объединяет – это наша Родина! Наш дом, наша обитель, то, что мы ценим и бережём.
В работе с детьми мы используем разнообразные формы и методы, но именно игровая деятельность, свойственная данному возрасту, помогает решить поставленные цели и задачи. Именно разнообразные дидактические игры позволяют активировать мышление, чувства, переживания детей, искать и находить пути выхода из сложной ситуации. В ходе игры систематизируются и закрепляются представления о Родине, об армии, о родном крае.
Не стоит забывать, что у детей наглядно-образное мышление. То, что они видит, в чем они участвуют, им запоминается легче и быстрее, чем то, о чём им рассказывают. Чаще гуляйте с ребёнком, посещая места памятников, значимых мест для родного города или страны. Ребёнок должен познавать красоту и неповторимость нашей природы. Вызывайте желание наблюдать, исследовать, экспериментировать.
Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют – всё это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.
Очень важно знакомить детей с историей города, района, страны, её традициями и обычаями.
Любовь к Родине проявляется не только в тяжёлые для нее периоды, но и тогда, когда человек стремится жить лучше, на благо своей страны и своего народа. И это воспитание должно начинаться именно с раннего дошкольного возраста и проявляться в стремлении дружить со сверстниками, познавать традиции и обычаи родного города, края и страны, хорошо учиться в школе. А также проявлять свои нравственные качества: помогать слабым, младшим и старшим, стремится избавить мир от зла и насилия.
Как же это сделать?
И тут нам опять стоит вернуться к вопросу о ведущем виде деятельности. Конечно, всё через игру, доверительные беседы и развивающие ситуации.
Например, приведём несколько игр.
«Наша страна»
Цель: Формирование патриотических чувств у дошкольников.
Материал: изображение достопримечательностей нашей страны (города).
Ход игры: ребенок выбирает из карточек, которые перевернуты, и рассказывает об изображении. Поощряются развернутые ответы с эпитетами об изображении.
«Моя семья»
Цель: Формирование представлений о себе, как о части семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: иллюстрации и фотографии семьи.
«Как я дома помогаю?»
Цель: формирование представлений о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков, воспитывать желание оказывать помощь.
Материал: Картинки с изображением людей, изображения трудовой деятельности дома.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.
Творческая деятельность по рисованию.
«Мой дом. Мой город. Моя страна»
Цель: Формирование умения изображать свои впечатления о городе, переносить его образы в рисунок. Воспитывать любовь к Родине»
Очень важно знакомить детей с историей нашего народа, города, страны. Ведь не зная истории, у человека не будет будущего. Как сказал Владимир Путин: «Глубокое знание своей истории, уважительное, бережное отношение к великому патриотическому, духовному, культурному наследию Отечества позволяет делать верные выводы из прошлого».